УДК: 372.34
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Устименко Варвара Геннадьевна
Магистрант ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет», iapuhias@gmail.com
Научный руководитель – Шумейко Александр Александрович,
д.п.н., профессор ФГБОУ ВО «АмГПГУ», science17@list.ru
Ключевые слова: младший школьник, учебная деятельность, мотивация, развитие, управление.
Аннотация
Актуальность статьи заключается в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения современных младших школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составляя такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников и гарантируют максимальный результат достижение цели.
Основная цель представленной статьи состоит в рассмотрении специфики научно-методического обоснования процесса управления развитием мотивации учебной деятельности младших школьников. Данная цель достигается посредством решения главной задачи: разрешение имеющихся противоречий между необходимостью создания и развития мотивации учения младших школьников и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения.
Особенную значимость данная статья представляет для повышения качества подготовки педагогических кадров для начального общего образования региона.
Психология рассматривает мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельность человека: поведение и деятельность человека. Учебная мотивация – это одна из форм мотивации.
Проблема учебной мотивации является одной из фундаментальных психологические проблемы. Его значение для развития современной психология связана с анализом источников человеческой деятельности и движущие силы деятельности и поведения человека. Термин «мотивация». используется современной психологией в двояком смысле: с одной стороны, обозначает систему факторов, определяющих поведение (эти, в частности, включают потребности, мотивы, цели, намерения и стремления, чтобы назвать только несколько), а с другой описывает процесс, который способствует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [2, 8].
Учебная мотивация интегрирована в учебную деятельность и имеет несколько специфические особенности. Это связано с организацией воспитательной работы. процесс, субъективные характеристики обучаемого, субъективные особенности учителя и особенности учебного предмета. Мотивация обучения характеризуется направленностью, устойчивостью и динамикой.
Важно изучить учебную мотивацию детей школьном возрасте, поскольку переход от младшего школьного возраста к среднему школьный возраст сопровождается противоречиями и разрывом общепринятых представления о жизни. Школьники испытывают различные эмоционально-волевые конфликты, которые влияют на образовательный процесс в целом.
Поэтому учебную мотивацию следует развивать таким образом, чтобы она обеспечивает самостоятельное преодоление трудностей и предполагает одобрение.
Мотивация одобрения способствует развитию уверенности, интереса к другим людям и изучаемый предмет, стремление к самоуважению и боязнь получить плохую отметка.
Как показывает практика, интересы младших школьников, как правило, ориентированы на результат учения - знания, а не на способ учебной деятельности. Наличие проблемных задач на уроке, эмоциональное воздействие материала, гуманно-личностный подход и обеспечение успеха в учении младших школьников, по мнению психологов и педагогов, являются факторами формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.
В настоящем исследовании изучались динамика развития и формирования мотивов учебной деятельности младших школьников в процессе их обучения в начальной школе, а также феномен управления развитием мотивации УД учащихся.
Естественно, каждый школьник имеет определенный уровень развития учебная мотивация. При организации учебной деятельности учитель должен быть осознает отношение, характерное для конкретного школьника. В случае школьника с положительной учебной мотивацией, учитель должен обеспечить его дальнейшее развитие. Для школьника с отрицательной мотивацией задача состоит в том, чтобы обнаружить причины этого и найти надлежащие корректирующие методы.
В связи с этим возникает вопрос: какие методы помочь диагностировать уровни мотивации у школьников? Учитель определяет уровни мотивации посредством наблюдения и дискурса.
Другой метод – предложить ситуацию выбора. В этом случае учитель может для Например, предложите ученику составить недельное расписание, наиболее подходящее для него. Анализ таких расписаний помогает определить уровни учебная мотивация. Следует подчеркнуть, что важно не только определить уровень учебной мотивации школьника, но и выявить причины этого. Исследования показывают, что неспособность к обучению часто является причиной низкой мотивации. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению понимание учебного материала, неудовлетворенность результатами обучения и, в конечном счете, низкая оценка и самооценка.
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем конкретнее изменения во всей системе его отношений с взрослыми и сверстниками, тем сильнее в ребенке укрепляется сознание своего нового положения школьника [2]. Этому способствуют и особый школьный режим, и школьная одежда, и приготовление уроков дома, и форма организации школьных уроков, на которых все делают одну и ту же работу, подчиняются одним и тем же правилам поведения. Главным при этом является новая система отношений с учителем, который в глазах ребенка выступает как полномочный представитель общества, обладающий всеми средствами контроля и оценки.
Итак, первой характерной чертой, школьного обучения является то, что поступлением в школу ребенок впервые в своей жизни начинает осуществлять общественно значимую общественно оцениваемую деятельность. Это ставит его в новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, в семье, отношения к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности. К сожалению, воспитывающее значение обучения, её функция в формировании личности часто недооцениваются: имеющаяся у ребенка к моменту поступления в школу тенденция к осуществлению социально значимой и оцениваемой деятельности не поддерживаются.
Следовательно, необходимо разработать специальные методы коррекционная работа. Коррекционная работа должна быть направлена на устранение причин за низкой учебной мотивацией. Начать следует с обнаружения и устранение слабых звеньев. Это потребует поэтапного улучшения соответствующие аспекты. Обучение должно быть организовано в индивидуальном порядке используя занимательные упражнения и задания, которые необходимо выполнять с участие учителя. В ходе работы учитель должен фиксировать прогресс ученика и информировать его о своих достижениях.
Еще одним способом коррекционной работы является предоставление учащемуся дополнительных учебные пособия, которые помогут ему лучше усвоить материал и успешно выполнить задания. Это приведет к удовлетворению ученика своей работой и стремлением вновь испытать успех. Это также другие методы коррекционной работы, выходящие за рамки данного исследования.
В заключение отметим, что развитие любых знаний и учебные достижения, в первую очередь, зависят от желания школьников и стремление к получению этих знаний, что, в свою очередь, зависит от степень, до которой мотивы обучения развиты. Решение этого проблема во многом зависит от уровня учебной деятельности, способствовать реализации внутреннего мотивационного потенциала школьника личности в максимально возможной степени.
Аналогичным образом обстоит дело с изучением математики. Большинство детей приходят в школу, уже владея практическим счетом и представлениями о количестве. Однако особенности этого счета, опирающегося на непосредственные представления о количестве отдельных предметов в группе, не совпадают математическими характеристиками количественных отношений. Для ребенка, умеющего считать, число есть только название количества предметов, причем отдельный предмет принимается за единицу счета. В школе приходиться перестраивать доматематические представления ребенка о числе и превращать их в математическое понятие, предметом которого являются определенные отношения количеств. Важной чертой усвоения наук является то, что научные понятия представляют собой систему и их нельзя изучать в случайной последовательности. Система научных понятий иерархична, - одни понятия входят в другие как подчиненные. Только таким образом широкие социальные мотивы наполняются содержанием, конкретно связанным с учебной деятельностью. Теперь позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя, а позиция человека, совершенствующего самого себя и тем самым осуществляющего общественно значимую деятельность [5]..
Младший школьник выступает как субъект учебной деятельности. Проектируя образование, идет ориентация на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом [3]. Сложность заключается в том, что нельзя с уверенностью назвать ни одной возрастной границы, которая не была бы обусловлена культурно исторически. Сегодня изменились представления о границах самостоятельности младших школьников. В программе начальной школы записано требование, воспитывать их учебную самостоятельность и умение учиться. Отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем, а получив аттестат зрелости, обнаруживают свою незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире [9].
Формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать устойчивую основу формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать ей определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием учащегося [6].
Усиление учебной мотивации является одним из способов повышения эффективности обучения. Поэтому необходимо создавать такие условия, в которых дается возможность каждому обучающемуся пережить радость успеха в учебной деятельности, в наиболее полной степени актуализировать и реализовать свой личностный потенциал.
Программа обновленного образовательного процесса в современной школе предполагает, что образование должно способствуют развитию всесторонне гармоничной функционально грамотной личности.
Список источников
1. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие личности [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2014. – 280 с.
2. Власова, Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. Н. Власова. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. – 150 с.
3. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. М.: Смысл; Академия, 2016. — 336 с.
4. Кулагина, И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская 61 психологическая школа. История и современность [Текст] / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2012.
5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
6 Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. — 352 с.
8. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [текст] / А.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2020. – 137 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс] URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176 (дата обращения: 18.10.2017)
10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин: Избранные психологические труды. – М. : Моск. Психолого-социальный инст., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 416 с.
MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF LEARNING ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Ustimenko Varvara Gennadievna
Master student of Amur Humanitarian and Pedagogical State University, iapuhias@gmail.com
Scientific adviser – Shumeyko Aleksandr A., Amur Humanitarian and Pedagogical State University, Komsomolsk-on-Amur, science17@list.ru
Key words: junior schoolchild, educational activity, motivation, development, management.
Abstract: This article provides in its practical meaning. Understanding the motivation for learning today's younger students, teachers can optimize the learning process by compiling such curricula and plans that best match the motives of students and guarantee the maximum result of achieving the goal. The main purpose of the presented article is to consider the specifics of the scientific and methodological substantiation of the process of managing the development of motivation for the educational activity of younger students. This goal is achieved by solving the main task: resolving the existing contradictions between the need to create and develop the motivation for learning in younger students and the insufficient development of methodological ways to form motivation for learning in the learning process. This article is of particular importance for improving the quality of training of teachers for primary general education in the region.
References
1. Badmayeva, N. TS. Vliyaniye motivatsionnogo faktora na razvitiye lichnosti [Tekst] / N. TS. Badmayeva. Ulan-Ude: Izdatel'stvo VSGTU, 2014. – 280 s.
2. Vlasova, N. N. Osobennosti dominirovaniya motivov u detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Tekst] / N. N. Vlasova. Diss. … kand. psikhol. nauk. M., 2011. – 150 s.
3. Gordeyeva, T. O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Tekst] / T. O. Gordeyeva. M.: Smysl; Akademiya, 2016. — 336 s
4. Kulagina, I. YU. Problemy dominiruyushchey motivatsii v kontekste teorii deyatel'nosti A. N. Leont'yeva // Moskovskaya 61 psikhologicheskaya shkola. Istoriya i sovremennost' [Tekst] / Pod red. V. V. Rubtsova. T. 4. M., 2012.
5. Il'in, Ye. P. Motivatsiya i motivy [Tekst] / Ye. P. Il'in - SPb.: Piter, 2013. - 512 s.
6. Markova, A. K. Formirovaniye motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste [Tekst] / A. K. Markova. - M.: Prosveshcheniye, 2011. - 96 s.
7. Maslou, A. Motivatsiya i lichnost' [Tekst] / A. Maslou. – SPb.: Piter, 2013. — 352 s.
8. Matyukhina M.V. Motivatsiya ucheniya mladshikh shkol'nikov [tekst] / A.V. Matyukhina. – M.: Prosveshcheniye, 2020. – 137 s.
9. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (prinyat GD FS RF 21.12.2012) [Elektronnyy resurs] URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176 (data obrashcheniya: 18.10.2017)
10. El'konin, D. B. Psikhicheskoye razvitiye v detskikh vozrastakh [Tekst] / D.B. El'konin: Izbrannyye psikhologicheskiye trudy. – M. : Mosk. Psikhologo-sotsial'nyy inst., Voronezh: NPO «MODEK», 2011. – 416 s.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат