СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГОАОУ «ЦОРИО»
О.А. Костина
Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования, реабилитации и оздоровления», г. Липецк, Россия.
Аннотация. Статья посвящена образованию детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, где основным условием их социальной реабилитации является включение в предметно-практическую деятельность.
Ключевые слова: социальная реабилитация, адаптация, допрофессиональная подготовка, дети с нарушением зрения, медицинская специальность.
Массаж является древнейшим методом лечения, дошедшим до наших дней и значительно обогатившимся в результате новейших достижений в области медицины. Эффективность этого метода лечения проверена тысячелетней историей применения, и сегодня он непрестанно совершенствуется, благодаря усилиям многочисленных исследователей в этой области.
Особое значение овладение массажем приобретает для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Однако, различные дефекты зрения замедляют формирование точности, быстроты, координации движения и вносят своеобразие в процесс овладения двигательными умениями и навыками в области массажа.
В этой связи, в государственном областном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования, реабилитации и оздоровления» осуществляется обучение детей с нарушением зрения по специальности «Массаж».
Для слепого ребенка осязание - главный фактор для познания окружающего мира, т.к. посредством осязания учащийся получает основную информацию о форме, структуре поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении.
Поэтому осязание, при нарушениях зрения, выступает как ведущий фактор компенсаторного развития учащегося. Именно этими особенностями и приходится руководствоваться во время учебного процесса. Развитие осязательного чувства достигается путем упражнений. Обучающиеся учатся различать поверхность, температуру и другие осязательные признаки.
Являясь контактным анализатором, осязание позволяет незрячему непосредственно воспринимать окружающие его предметы, в следствии чего происходит формирование предметно-пространственных представлений [1,2].
Как показали исследования Б.Г. Ананьева, Ю.А. Кулагина, между чувственными образами одних и тех же предметов, получаемых с помощью зрения и осязания нет принципиальных различий. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов [1,4].
При включении обучающихся в предметно-практическую деятельность активизируются резервные возможности его кожного анализатора, в следствии чего повышается уровень всех видов осязательной чувствительности. Происходит это потому, что обучение способствует выработке у незрячих тонких дифференцировок в кожном анализаторе, позволяющих им с помощью осязания контролировать процесс своей деятельности.
Для реализации социальной адаптации детей с нарушением зрения в нашей школе в 11-12 классах, был введен курс допрофессиональной подготовки - «Лечебный массаж и основы ухода за больными».
Работа массажиста требует определенных физических и моральных сил. Поэтому проводится отбор обучающихся, желающих овладеть профессией массажиста врачебно-педагогической комиссией. Начиная с 11-го класса, параллельно с обучением массажу, ведется более углубленное изучение таких предметов как: «Уход за больными», «Анатомия и физиология», «Фармакология», «Основы латинского языка», «Медицинская этика».
В процессе обучения учащихся 11-12 классов в нашей школе большое внимание уделяется:
- знанию нормальной, топографической и патологической анатомии, особенностями строения различных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемой части тела. Кроме того, учащиеся обучаются свободной ориентации в расположении кожных зон сегментарной иннервации и умению отличать патологическое состояние тканей и органов от нормального;
- обучению пальпаторному методу исследования. Повышенная чувствительность пальцев у лиц с отсутствием зрения является большим преимуществом при выполнении массажа, однако, не у каждого она осмысленна. Необходима ежедневная тренировка пальцев. Хорошо развитая чувствительность пальцев рук массажиста позволяет ему определить состояние массируемых тканей во время работы и дает возможность понять, когда необходимо закончить массаж в данном месте и переходить на другой участок;
- физиологическому действию массажного приема, знать показания и противопоказания массажного приема. В течении всего периода обучения каждый учащийся овладевает техникой выполнения приемов классического массажа, являющегося основой почти всех разновидностей массажа
- курсу клинических дисциплин, необходимому массажисту для того, чтобы следить за реакцией пациента во время массажа и правильно оценивать результаты своего труда;
- вопросам деонтологии (взаимоотношение массажиста с пациентами и коллегами);
- совершенствованию знаний и умений путем самостоятельной работы с медицинской литературой, на семинарах и курсах повышения квалификации.
Особое внимание в обучении уделяется самостоятельности обучающихся, их активности при отработке практических навыков по массажу. Это важно, поскольку такие качества, как активность, направленность, интенсивность, сосредоточенность, могут быть хорошо развиты, достигая, а иногда и превышая уровень развития этих качеств у нормально видящих обучающихся.
Школа-интернат имеет хорошую материальную базу по допрофессиональной подготовке обучающихся, кабинет массажа обеспечен оргтехникой, учебными пособиями в рельефном исполнении, муляжами. На практических занятиях обучающимся предоставлена возможность свободного доступа к муляжам и барельефам.
Все учебные пособия имеют реалистичный вид: модель сердца (фронтальный разрез предсердия и желудочков, дуги аорты); разборная уменьшенная модель туловища (торс), голова (2 части), головной мозг, внутренние органы; модель скелета с подвижными суставами; модель новорожденного для отработки приемов массажа; модель мышц сгибателей верхней конечности; барельефы строения кожи и спинного мозга и т.д.
Таким образом, опыт работы в нашей школе показал, что ежегодно более 30% выпускников выбирают медицинскую специальность, что говорит о дальнейшей реализации программы допрофессиональной подготовки, способствующей социальной реабилитации будущих специалистов.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат