«Использование современных педагогических технологий на уроках математики
в начальной школе»
Подготовила:
Золоева О.С.
Современное образование предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики.
Теперь задачей школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса на уроках математики.
Требования к педагогическим технологиям
Любая педагогическая технология должна отвечать ряду требований:
цели обучения должны быть
диагностично
поставлены, то есть они должны формулироваться через результаты обучения, выражены в действиях учащихся;
должно обеспечиваться полное усвоение нормативного материала через обучающие процедуры;
технология должна предусматривать сильную обратную связь и объективную диагностику учебных достижений учащихся;
Расскажу о некоторых современных технологиях, применяемых мною на уроках математики.
Технологии проблемного обучения
Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках математики проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования "проблемных ситуаций”.
Проблемная ситуация (
тема «скобки»
):
на доске запись
9 – 4 + 5 = 10
9 – 4 + 5 = 0
Побуждающий диалог.
Учитель: - Что вас удивило? Что интересного заметили?
Ученик: - Левые части одинаковые, а правые разные.
Учитель: - Какой же вопрос возникает?
Ученик: - Почему это произошло? И т.д.
задачи с противоречивыми данными.
Например:
В комнате
3
мальчика и
2
девочки. Сколько животных в комнате?
Информационно-коммуникативные технологии.
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Можно использовать ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля.
Уроки- презентации играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности. Они эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеников существует посредник - компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок – презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует.
Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.
Технология уровневой дифференциации. Дифференцированный подход в обучении.
Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. Технология применяется и в домашней работе. Я составляю дифференцируемые домашние задания, проверочные работы.
Тестовые технологии
.
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Тематические тесты очень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестирования можно увидеть, насколько качественно, полно, осознанно ученик овладел материалом.
На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика и класса. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тесты могут быть направлены на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность.
Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.
Технологии игрового обучения
Игра - одно из замечательных явлений жизни. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Данная технология позволяет распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. Она стимулирует познавательную деятельность, активизирует мыслительную деятельность, позволяет самопроизвольно запоминать сведения, усиливает мотивацию к изучению предмета.
На уроках математики я проводила следующие игры: «Вставь число», «Найди лишнее», «Цепочка», «Магические квадраты», уроки-путешествия, уроки с игровыми моментами, уроки- сказки и др.
Здоровьесберегающие
технологии
Я считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье. Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
• элементы индивидуализации обучения
• наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
• интерес к учебе, желание идти в школу
• наличие физкультминуток
• наличие гигиенического контроля
- Гимнастика для глаз
- Пальчиковая гимнастика
- Физкультурные минутки
- Дыхательная гимнастика
- Релаксация
Приведу пример использования данной технологии на уроке математики:
Решите задачу.
Петя на празднике съел 8 пирожных, а Вася на 3 больше. Сколько пирожных съели оба мальчика? ( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи).
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Таким образом, использование современных образовательных технологий на уроках математики позволяет не только облегчить усвоение учебного материала, но и дает новые возможности для развития творческих способностей и исследовательских умений и навыков.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики лучше учатся, участвуют в олимпиадах и международных конкурсах по предмету, показывают более высокие результаты.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат