Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОНР". Работа №59441

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОНР"
Работа:

Развитие языковой способности у детей с ОНР.

 

Что представляет из себя ребенок при рождении? Это уже человек, но в состоянии потенциального развития. Он реализует свои возможности и действительно становится человеком только благодаря тому, что окружающие взрослые люди передают ему свой опыт и учат его, как стать человеком. Поскольку историческое содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передача и усвоение его предполагают участие речи в этом процессе. Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. Таким образом, формирование личности и основных психических процессов(восприятия, мышления и т.д.) тесно связано с развитием речи у ребенка. Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах.

Для успешного овладения речевой деятельностью ребенок должен владеть языковыми знаками и способами оперирования ими, т.е. овладеть грамматикой родного языка, которой владеет взрослый носитель данного языка , в процессе совершенствования в ходе своего развития.

Н.И.Жинкин указывал в связи с этим следующее: «Система любого языка настолько сложна, что освоение его законов и применение в разнообразнейших видах речи, особенно в письменной , не заканчивается в школе, а продолжается всю человеческую жизнь. В связи с этим вопрос о ступенях овладения речью приобретает важнейшее практическое значение».

В зарубежных теориях широко распространен взгляд на развитие речи у детей, как на созревание особой врожденной человеческой способности, Признается влияние наследственности и саморазвития, но явно недооцениваются социальные моменты в жизни ребенка, его активная внешне выраженная деятельность.

В отечественной психологии сложилась система взглядов, в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. Ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого , а активно овладевает речью.

Анализируя детскую речь, мы основываемся на понимании взаимоотношения мышления и речи ребенка, который сложился в отечественной науке. На самых ранних этапах интеллектуального развития в него включается речь. Активное участие ребенка в общении и предметной деятельности имеет первостепенное значение для его развития.

«Ребенок не маленький Робинзон , - пишет Д.С.Рубинштейн ,-Его умственное развитие не строится исключительно на узкой базе его личного практического опыта. С первых шагов оно опосредовано итогами общественной практики, которые передаются ребенку окружающими и воспитывающими его взрослыми. Через посредство знаний, которые они ему сообщают, общественное сознание формирует развивающееся индивидуальное сознание ребенка».

Развитие мышления происходит одновременно в двух планах - действенном и речевом, оба плана взаимодействуют и определяют друг друга. Влияя на развитие речи, практическая деятельность развивается под ее воздействием.

Первые обобщения ребенка - это перенос действия с одного предмета на другой, который выполняет в действии аналогичную функцию. Чтобы закрепить это обобщение ребенок нуждается в « знаке-слове». Овладевая словом , ребенок начинает обобщать, перенося уже не только действие, но и слово с одного предмета на другой. Но сначала какая-то занимательная черта предмета, привлекающая внимание ребенка « вовсе не существенная может послужить толчком для обобщения или переноса слова с одного предмета на другой. В результате создаются первые, порой самые причудливые классификации, первые зачаточные, очень неустойчивые группировки предметов в классы». (Рубинштейн)

Говоря о самом раннем этапе развития речи ребенка- периоде однословных высказываний, можно утверждать, что слова, произносимые ребенком- есть предикаты, а слово эквивалентно целому высказыванию. Однословная речь ситуативна, ее предметом является непосредственно воспринимаемое, а не отвлеченное содержание, и обращена эта речь к близким, окружающим ребенка в данный момент людям.

Переход от однословных высказываний к синтаксической речи происходит через этап двусловных высказываний, которые нельзя назвать «предложениями». Они привязаны к ситуации, как и однословные высказывания. Новые формы сначала выражают старые(однословные) отношения, и лишь постепенно переходят изменения в содержании и разнообразии их функций.

Основным и решающим в речевом развитии ребенка является то ,что ребенок приобретает возможность сознательного речевого общения с окружающими.

Целью специально организованного обучения языку является формирование у детей с общим недоразвитием речи полноценного средства общения, орудия мышления, создание тем самым предпосылок к изучению русского языка как предмета и других основ учебного плана в школе. Эта цель имеет ряд частных задач, решение которых непосредственно ведет к практическому овладению языком, как средством общения и орудием мышления.

I задача. Развитие понимания обращенной к детям устной речи ( направлена на формирование практических речевых навыков).

Начинается такая работа с обучения пониманию простейших обращений логопеда к детям в виде просьб, поручений, включенных в наглядную ситуацию или показа, выполняемых действий.

Параллельно решается 2 задача. Формирование активной устной речи. Данная работа начинается с обучения воспроизведению готовой речи, варьировать построение фраз, опираясь на образец, восполнять пропущенные слова и т.д. От активной речевой деятельности , возникающей в наглядной ситуации( ситуативная речь) , переходят к речи контекстной, опирающейся на прежний речевой опыт, контекст.

Сначала преимущественно развивают речь разговорную (диалогическую), а в дальнейшем внимание переходит на формирование речи сложного функционально-смыслового типа - монологической речи.

Основой всей этой работы является обучение пониманию и построению предложений, сначала побудительных, а затем повествовательных и вопросительных. Совершенствование содержательной и логической сторон речи учащихся происходит параллельно с развитием ее лексического запаса, грамматического строя и овладением правильным произношением.

Основной задачей логопеда, работающего с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, является подготовка их к овладению грамотой в школе. Эта конечная цель может быть достигнута только путем формирования устной речи ребенка, которая ведется в трех планах: отработка лексико-грамматического строя речи, звуковой стороны и связной речи.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×