Термин «алалия» (от греч. а - отрицание, lalio - говорю, речь) - переводится как отсутствие речи, безречье - встречается в литературе, посвященной нарушениям речи, с давних пор.
Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Большая часть врачей прежних веков и до начала нынешнего соединяла все формы потери речи под названием алалии и говорила о них наряду с афонией, но постепенно эти формы стали разграничивать. И. Франк один из первых рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и противопоставляет ее магилалии (косноязычию) как нарушению произношения вследствие затруднений в артикуляции. И алалию, и магилалию И. Франк рассматривал как степени дислалии.
В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но, как и И. Франк, рассматривает ее в связи с артикуляционными расстройствами.
Алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией.
А. Куссмауль относил алалию к нарушениям речи, связанным с артикуляционными расстройствами, и полагал для нее равнозначным термин anartria literalis (отсутствие артикуляции звуков). К алалии, таким образом, А. Куссмауль относил случаи нарушения, для которых характерна полная невозможность произносить членораздельный звук; в дальнейшем для обозначения такого состояния стал использоваться термин «анартрия».
А также А. Куссмауль выделяет нарушения, которые он назвал расстройствами дикции. К ним он относит нарушения грамматических форм и синтаксических выражений. Эти нарушения исследователь назвал дисфазиями.
В 60-е годы 19 века Труссо предложил термин «афазия», под которым подразумевались случаи утраты речи. Термин «афазия» закрепился в медицине и получил широкое распространение. Некоторые зарубежные авторы (Orton, Travis) объединяют понятия «алалия» и «афазия» общим термином «детская афазия» или «афазия развития», подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличие от утраты речи взрослыми.
В работах фониатра Р. Коэна (1888) термин «алалия» применяется для характеристики немоты, не обусловленной артикуляционными нарушениями. Он называет это нарушение слухонемотой (немота при сохранном слухе в отличие от глухонемоты, т. е. немоты при отсутствии слуха).
В последующих работах разных авторов термины «алалия» и «афазия» («дисфазия») еще длительное время не разграничиваются. Только к 30-м годам 20 столетия в отечественной логопедии понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия - недоразвитие речи, афазия - ее утрата, распад. В 50-60-е годы это разграничение утвердилось, и в настоящее время оно признается подавляющим большинством исследователей.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М. В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), a r более позднее время М. Е. Хватцев, Н.
Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Л. В. Мелехова, Г.
В. Мациевская, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, С. Н.
Шаховская, В. К. Воробьева и другие исследователи.
В работах разных авторов выявлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев: физиологических, клинических, психологических, лингвистических, психолингвистических и др. Описаны различные формы алалии, разработана методика логопедического воздействия при разных формах недоразвития речи.
В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения. Одни ученые утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Другие считали алалию следствием недостаточности внимания и памяти, связывали неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью, указывали на отсутствие у детей моторного образа слова в картине речевой неполноценности при нарушениях мозга.
Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.
Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем.
Особое внимание уделяется им взаимоотношениям ребенка с матерью. Он отмечает, что среди матерей алаликов гораздо чаще встречаются невротические, робкие, как и наоборот, самонадеянные, чем среди матерей нормально говорящих детей.
В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса патологических факторов.
Алалия - органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии - нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде - органические повреждения мозга при алалии имели место в пренатальном или раннем постнатальном периоде. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга и когда опыт пользования ребенком речью еще очень мал.
Развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка.
Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга.
Изучение патофизиологических механизмов, лежащих в основе алалии, обнаруживает смешение процессов возбуждения и торможения, инертность основных нервных процессов, повышенную истощаемость клеток коры головного мозга.
Последние исследования показывают, что при алалии имеют место нерезко выраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билатеральные поражения. При односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной.
Алалия - не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при алалии проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе.
Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи.
Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.
При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств, при алалии, преобладающими являются языковые нарушения.
Алалия представляет собой системное недоразвитие
речи, при котором нарушаются все компоненты речи:
фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.
Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
Классификации алалииАлалия сложное речевое расстройство, неоднородное по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. На основе выбранного подхода к ее изучению и различий, наблюдаемых в картине алалии, исследователи называют несколько разновидностей этого нарушения.
В зависимости от наличия нервно-психических расстройств при алалии выделяют: • неосложненную данными расстройствами (чистую);
• осложненную (комбинационную).
В настоящее время в практической логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют: • экспрессивную (моторную) алалию, • импрессивную (сенсорную) алалию, • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи).
Как уже отмечалось, в основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, но понимание чужой речи остается сохранным.
В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речи окружающих.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат