Формирование у детей старшего дошкольного возраста основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Питание – основной источник энергии для человека. С пищей человек получает незаменимые макро- и микроэлементы, витамины и аминокислоты, не синтезируемые организмом. Пища необходима организму для поддержания процессов жизнедеятельности, роста и развития. От характера и режима питания зависит течение многих процессов в организме человека.
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
Задача каждого из нас – научиться есть на здоровье, а это значит – научиться питаться рационально, правильно. Правильное рациональное питание предусматривает снабжение организма необходимыми для его формирования «строительными материалами»: жирами, белками, минеральными солями и др. Рациональное питание гарантирует своевременное поступление в организм витаминов, микроэлементов – регуляторов многочисленных обменных процессов. Человеку требуются вода, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Что следует есть, когда, как, в каком количестве?
Ответы на эти вопросы педагогам и дети старшего дошкольного возраста находят в программе «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева)
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду в подготовительной школе группе еженедельно проводятся тематические «Уроки здоровья», цель которых - воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления дошкольников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека
информирование дошкольников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
На «Уроках здоровья» педагоги используют различные формы организации обучения детей: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини-проекты. Основными методами обучения являются: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный, практический, поисковый. Особое место отводиться взаимодействию с семьями воспитанников.
Для того, чтобы занятия были не только интересными, но и эффективными, педагог максимально учитывают возрастные особенности и возможности ребенка. При этом обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность.
Годовое планирование образовательной деятельности по программе включает в себя:
-организованную образовательную деятельность с воспитанниками (36 занятий в год);
-образовательную деятельность в режимных моментах, связанную с календарно-тематическим планированием (игры, ситуативный разговор, пособия, чтение, загадки и кроссворды, продуктивная деятельность);
-взаимодействие с семьями воспитанников;
-создание развивающей предметно – пространственной среды для самостоятельной деятельности дошкольников;
-участие в конкурсах.
Календарно – тематическое планирование охватывает различные аспекты рационального питания, наша рабочая программа реализуется по 14 подтемам, основанных на программе «Разговор о правильном питании»:
1.Если хочешь быть здоров.
2.Самые полезные продукты.
3.Удивительные превращения пирожка.
4.Кто жить умеет по часам.
5. Вместе весело гулять.
6. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной.
7. Плох обед, если хлеба нет.
8.Время есть булочки.
9.Пора ужинать.
10. На вкус и цвет товарищей нет.
11.Как утолить жажду.
12.Что помогает быть сильными и ловкими.
13.Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
14.Праздник здоровья.
Результатом «Уроков здоровья», основанных на реализации программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация дошкольниками системы ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
В результате изучения программы дошкольники получают представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания; о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
способность
самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
Активное вовлечение в работу родителей по данной теме позволяет педагогу сделать родителей своими союзниками в реализации программы. Полученные знания позволяют детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; они могут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; а также овладевают знаниями и навыками, связанные с этикетом в области питания.
Список используемой литературы:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», 2020г.
2. Безруких М., Филиппова Т. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2020 г.
3. «Книга о вкусной и здоровой пище»- М.: «Эксмо - Пресс», 2008
4. Похлѐбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000 Справочник по детской диетике. М., 1977.
5. Интернет – ресурсы.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат