Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
Статья.
« Реализация Программы внеурочной деятельности
« Источники нравственности».
Авторы:
Березина Лариса Геннадиевна, учитель высшей квалификационной категории,
Ермакова Анна Вячеславна, учитель высшей квалификационной категории.
г. Ульяновск
2023 г.
Реализация проекта « Базовые школы РАН» предусматривает развитие проектных и исследовательских умений учащихся начальной школы. Для этого необходимо, чтобы умения и навыки имели практико- ориентированное значение, позволяющее затем ребёнку успешно реализовываться в социуме.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано, в том числе, с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Поэтому решение задач духовно-нравственного развития и воспитания в условиях введения ФГОС является особенно актуальным в свете новых образовательных стандартов начальной школы.
С этой целью мы разработали программу: « Источники нравственности».
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных
нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся используя методы проектов. Который позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности. В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.
Работа над проектом, начиная с первого класса, ведется с помощью учителя, родителей, взрослых. Чем может помочь взрослый? Помочь выбрать тему проекта, сформулировать вопросы, предположение, цель и задачи, направить или подсказать направление поиска информации, а также оказать помощь в создании продукта проектной деятельности – материального или информационного объекта; помощь в обобщении нового, что открыто и усвоено в ходе проектной деятельности, а также оказать помощь в подготовке к презентации проекта. Сотрудничая, формируются представления о таких понятиях как «справедливость», «преданность», «сострадание», «отзывчивость», «солидарность», «милосердие» и другие. Педагогика сотрудничества является основой педагогического опыта.
Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В своём опыте работы мы используем проектный и исследовательский метод. В проектной и исследовательской деятельности ученик вступает на путь саморазвития и самопознания. Получает удовольствие от знаний, возможность интереснее жить и продуктивно готовиться к взрослой жизни.
Использование информационно-коммуникационных источников предусматривает необходимость использовать различные средства наглядности, артистические умения, умение отвечать на незапланированные вопросы, умение презентовать свой проект.
Результатом своей деятельности по реализации программы « Источники нравственности» считаем следующее:
благоприятный психологический климат в классе, способствующий личностному развитию, реальному росту самоконтроля и умения оценивать свои и чужие поступки с нравственной стороны;
родители активно откликаются на просьбы учителя и учитывают советы и рекомендации о воспитании детей в семье. Правильно оценивают душевное состояние ребенка, разделяют его радости, успехи и неудачи;
понимание духовных и нравственных ценностей, на основе которых происходит постепенное осознание гражданской принадлежности к своему государству;
Мониторинг достигнутых результатов проводился как по формальным показателям, так и по данным тестов, диагностик учащихся и их родителей.
О личностном развитии говорит участие ребят во всех школьных мероприятиях и по мере возможности в районных, сотрудничество с библиотеками города, Областным дворцом творчества детей и молодёжи, музеями, театрами.
Высокий показатель мониторинга удовлетворённости учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения позволил сделать вывод о том, что в классах сложился благоприятный психологический климат адаптивной воспитывающей среды. Данная среда позволяет оптимизировать процесс воспитания, сделать его жизнерадостным и эффективным.
Дети в процессе приобщения к проектной деятельности стали более самостоятельными, умеют отвечать на поставленные вопросы, умеют презентовать свой проект, действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия.
Результатами проектов были: книжка-самоделка «Мои любимые сказки», книжка-малютка «Их именами названы улицы нашего города», мини-книжка «Памятка культурного человека»; стенгазета «Добрые поступки»; концерт «Все, что дорого мне», » Я Россиею зовусь »; инсценировка «Добрый доктор Айболит», праздник «Зачин дело красит».
Работа с проектами создала необходимые предпосылки для удовлетворения потребностей наших детей в активности, предоставила каждому ребёнку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности.
Разработанный и проведённый с учащимися цикл проектов, бесед, заданий, игровой и творческой деятельности, конкурсов, викторин нравственной направленности помог решать задачу воспитания духа, ума и воли, а это значит учить:
- различать добро и зло;
- видеть возможные варианты решения проблемы, стоящей перед человеком, предвидеть результаты своего выбора;
- понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека и других людей;
- умению прощать, сопереживать, сочувствовать;
- уважать и почитать родителей;
- быть патриотом своей Родины.
Результаты этой работы показала диагностика нравственных приоритетов личности школьника. Из 15 предложенных для объяснения нравственных категорий, вызвали затруднение в одном случае «ненависть», «право», в другом - «враждебность». Все остальные учащиеся понимают и правильно объясняют понятия или соотносят со словами «плохо», «хорошо». При ранжировании нравственных понятий по степени личной значимости первые пять мест занимают: семья, друзья и здоровье, Родина, профессия, деньги. Знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о воспитанности. Важно, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. Необходимо активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ребёнка, а также чтобы нравственное поведение разносторонне стимулировалось системой предъявляемых к нему требований. Так, при определении уровня воспитанности, учащиеся совместно с родителями оценивали качества личности, которые надо выработать у детей, чтобы хорошо учиться. Данная диагностика показала рост воспитанности учащихся за период с 1 по 4 класс.
Неравнодушное отношение к жизненным проблемам одноклассников и окружающих людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации, способность положительно реагировать на негативные проявления в классе являются характерной чертой большинства учащихся.
Если ученики нуждаются в коррекции поведения, для них разрабатываются индивидуальные маршрутные листы.
Работа над проектами дала каждому ученику хорошую возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. В ходе работы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем, с родителями, со взрослыми, что позволило организовать сотрудничество, прослеживалось чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения. Совместная работа еще больше сплотила ученический коллектив. Работая над созданием данных проектов, ребята реализовывали свои творческие идеи в реальный продукт, показали друзьям, родителям и реально оценивали свою работу.
Проекты способствуют повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М., 2010г.) говорится «Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа».
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективный, дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат