Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Реализация гуманитарно-технологических образовательных трендов через смешанный формат обучения у учащихся начальной школы. Работа №59513

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Реализация гуманитарно-технологических образовательных трендов через смешанный формат обучения у учащихся начальной школы
Работа:

Реализация гуманитарно-технологических образовательных трендов через смешанный формат обучения у учащихся начальной школы

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ выявил с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA наиболее значимые тренды, влияющие на трансформацию образования. Среди них выделяются технологические — связанные с применением в учебном процессе цифровых решений, и гуманитарные — направленные на развитие личности учащихся (Слайд 2).

 

Слайд 2. ТОП-15 образовательных трендов России

Первое место в российском рейтинге занимает развитие электронного обучения, второе — цифровая (электронная) образовательная среда (оба не вошли в топ-15 мировых трендов). На третьем месте — применение инновационных цифровых образовательных технологий, включающих как собственно технологические решения (электронные учебники, интерактивные доски и т.д.), так и изменение самой педагогической деятельности. Четвертое место у цифровых образовательных платформ. Замыкает топ-5 тренд на использование электронных дневников, внедряемых в школах еще с 2013 г.

Для России тенденциям также относятся использование социальных сетей для обучения и коммуникации между учениками и преподавателями, переход к смешанному формату обучения (blended learning) и внедрение умных систем (повсеместный доступ в интернет, единое информационное пространство, интерактивные системы обучения и т.д.).

Параллельно с развитием новых технических инструментов и усилением цифровой грамотности растет интерес к психологическим и гуманитарным аспектам применения передовых технологий в образовании, изучению их влияния на развитие человека и его личный прогресс, раскрытие индивидуальности, талантов и способностей. Среди человекоцентричных тенденций: социальное и эмоциональное обучение, забота о психическом здоровье учащихся, переход от традиционных форматов к персонифицированным траекториям, смешанному обучению, способствующему развитию креативности и других социальных навыков.

Гуманитарные технологии в образовании появились там, где результат, полученный при помощи других (традиционных для этой деятельности) средств, не устраивал педагога, а улучшение результата за счет модификации применяемых технологий было уже невозможно. Единственным путем повышения результативности становилось в этом случае изменение отношения учеников и воспитанников к выполняемой деятельности, рациональное регулирование их поведения. Именно акцентом на привлечение дополнительного «человеческого» ресурса можно объяснить эффект применения гуманитарных технологий. Такая позиция (в исследованиях Митина Е.А., Филипповой С.О., Митина А.Е., 2009) позволила выдвинуть следующую идею: гуманитарные технологии являются, по сути, технологиями повышения эффективности деятельности, к которой они применяются, за счет использования ресурсов, связанных с гуманитарными знаниями о личности (интересы, потребности, мотивы).

Для учащихся начальной школы мы используем смешанные формы обучения. Это обусловлено возрастными особенностями детей. Смешанное обучение – это образовательный подход, при котором традиционные уроки с учителем совмещается с дистанционными уроками, когда ученик сам контролирует темп учебы. На очных занятиях дети учатся коммуникации, формируют модели мышления и поведения, а в ходе самостоятельных занятий развивают навыки планирования, контроля, учатся распоряжаться своим временем и искать информацию (Слайд 4).

Слайд 4.

Для своих учеников я использую Цифровые платформы «Учим учиться», «Яндекс учебник», образовательный портал на базе интерактивной платформы «Учи.ру». Здесь учащиеся в онлайн формате изучают материал и практикуются в его усвоении. Задания выполняются как индивидуально, так и в группе учащихся. Иногда задания цифровых платформ используются мной на уроках. Есть в нашем лицее внеурочная деятельность с использованием цифровой платформы «Учим учиться».

В работе используются все виды гуманитарных технологий:

−  технологии, направленные на социум (учащихся и их родителей);

−  технологии, направленные на группы учащихся;

−  технологии, направленные на учащихся, работающих в парах;

−  технологии, направленные на самого учащегося.

Основной специфической особенностью гуманитарных технологий является наличие как минимум двух целей: первая цель – социально и личностно значима, она выступает в качестве основного двигателя; вторая цель – операционно-функциональная, ориентирует на приобретение предметных компетенций, вместе с тем без нее невозможно технологически реализовать первую цель.

Именно мотивирование через социально и личностно значимую цель на приобретение предметных компетенций посредством реализации стратегии самостоятельного и свободного принятия решения отличает гуманитарные технологии от образовательных, притом, что внешне по форме реализация гуманитарной технологии может быть тождественна образовательной технологии, в то время как по методологически-процессуальным характеристикам гуманитарная технология шире и эвристичнее образовательных аналогов. В сущности, гуманитарные технологии нацелены на образование для жизни и в течение всей жизни ( Слайд 6). 

 

Слайд 6.

Достигать этого возможно учитывая особенности гуманитарных технологий:

−  рефлексивность … - направленность на развитие рефлексивных компетенций как у тех, в отношении кого используется эта технология, так и у тех, кто ее использует;

−  вовлеченность субъекта в процесс принятия решения … - направленность технологии на развитие субъектной позиции тех, в отношении кого используется эта технология;

−  ориентация на освоение гуманитарной культуры, отраженной в тексте и выражающейся через текст, т. е. через «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность (Слайд7).

Вот как это достигается в классе, во внеурочной деятельности и дома (Слайды 8,9,10).

 

Таким образом используя «мягкое» влияние гуманитарных технологий, учитель решает задачи в долгосрочной перспективе, ведь эти технологии эксклюзивны, то есть разрабатываются под конкретный проблемный блок и хорошо вписываются в смешанное обучение школьников. Опираясь на представление о том, что ученик — это сумма влияний, то есть он одновременно находится под действием культурных, информационных, психологических, гормональных и других факторов, учитывается все эти факторы. Гуманитарные технологии работают с людьми, идеями и смыслами.

Список литературы:

Грановский В., Осипов В.,

Карижский

М., (1998) Инструменты влияния

[Электр. Ресурс]

//Сетевой проектный журнал

XYZ

.

URZ

:

http

//

www

.

uis

.

kiev

.

ua

/

discussion

/

impact

.

html

Елисеев С.М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий// Гуманитарные технологии и политический процесс в России: сб. статей/под ред. Л.В.

Сморгунова

. СПб.: Изд-во СПбГУ,2001.

С.

21-34

Леушина

М.Л. Гуманитарные технологии как концептуальная основа приобщения старшеклассников к здоровому образу жизни // Молодой ученый. – 2015.- №20 (100). – С. 466-468

Митин А. Е., Филиппова

С. О.,

Митин Е. А. (2009) Гуманитарные технологии в физической культуре: концептуальные основы // Теория и практика физической культуры. № 2. С. 47–53.

Митин А. Е., Филиппова С. О.,

(2013)

Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании

*

(РГПУ

им

. А. И. ГЕРЦЕНА,

СПб

)

//

Проблемы педагогики и психологии

. №3 С. 255-262

Соломин В.П., (2011) Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестник ТГПУ. №4. С.124- 127

Технологические и гуманитарные тренды в образовании

. (2022)

[Электр. Ресурс]

//

ИСИЭЗ: Исследования на

уки

:

https://issek.hse.ru/news/755466825.html

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×