Проблемное обучение в системе СПО
Авторы:
Денис Николаевич Петрухненко
Антон Викторович Дроздов
Московский транспортный колледж
(г. Москва)
В статье рассматриваются технология проблемного обучения, функции проблемного обучения. Приемы создания проблемных ситуаций. Условия применения технологии проблемного обучения.
Если перед образовательным учреждением ставится задача развития мышления студентов, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение должно быть проблемным. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определение ее роли в обучении и появление в дидактике понятия «принцип проблемности» открыли новые возможности для активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности студентов и управлении ею, в структуре занятия и формах контроля преподавателем процесса и результата деятельности студентов. Если преподаватель хорошо понимает содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, владеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.
Отвечающие целям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения технологии должны в обязательном порядке включать следующие действия самих студентов:
- постановка проблем, формулирование задач; обсуждение критериев желаемого результата;
- поисковая работа с источниками и информационно - справочными массивами;
- самостоятельное, коллективно распределенное создание продукта;
- предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка результатов;
- самооценка, коррекция результата.
Так в чем же заключается технология проблемного обучения.
Цели проблемной технологии - приобретение студентами знаний, умений, практического опыта, а также усвоение обучающимися способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Что же исследователи сегодня относят к проблемному обучению?
В работах М.И. Махмутова проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний. При этом структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности.
В. Оконь утверждает, что проблемное обучение — это ряд таких действий, как создание проблемных ситуаций, формулирование задач, контролирование студентов при решении данных задач, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. По мнению И.Я. Лернера, проблемное обучение характеризуется тем, что студенты под руководством педагога принимают участие в поиске решения новых для них познавательных и практических задач. Данные определения отражают следующие основные признаки проблемного обучения:
особым образом организованная деятельность студентов, предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;
специфическая организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от студента
самостоятельного поиска, «домысливания», «достраивания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;
деятельность педагога, выстроенная на основе принципа
проблемности
(создание для студентов ситуаций затруднения, найти
выход
из которых для них вполне по силам, но требует отступления от готовых решений, нового применения имеющихся знаний и умений).
В структуре функций проблемного обучения выделяются общие и специальные функции.
К общим функциям проблемного обучения относятся следующие:
усвоение целостной системы знаний и способов деятельно
сти, способствующих тому, чтобы студенты могли применять новые знания на практике;
развитие интеллектуальных способностей студентов, их по
знавательной самостоятельности;
формирование диалектико-материалистического мышления, т. е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;
создание условий для всестороннего развития личности.
Специальные функции проблемного обучения:
формирование умений творческого усвоения знаний, приме
нения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;
формирование умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;
накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практические проблемы и задачи;
создание потребностей (социальных, нравственных, познава
тельных).
Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Она представляет элемент проблемного обучения, пробуждающий у студентов мысль, познавательную потребность. Наиболее подробно данное звено проблемного обучения было разработано А.М. Матюшкиным, выделившим в проблемной ситуации следующие компоненты:
неизвестное достижение знаний;
познавательная потребность, побуждающая человека к
интеллектуальной
деятельности;
интеллектуальные данные человека, а также творческие спо
собности и прошлый опыт.
Проблемная ситуация может быть создана при организации практической деятельности, формулировании гипотезы, в исследовательских заданиях.
Различают следующие основные типы проблемных ситуаций:
1. Ситуация нехватки знаний (студенты не могут решить задачу ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);
2. Ситуация новых условий (необходимые знания у студентов есть, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);
3. Ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, студенту надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);
4. Ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно этот результат.
Специфическими терминами, используемыми в описании технологии проблемного обучения, являются термины «проблемный вопрос» и «проблемная задача».
Приемы создания проблемных ситуаций
Прием 1. Преподаватель одновременно предъявляет группе противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории, чьи-то точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что преподаватель сталкивает разные мнения студентов, предложив группе вопрос или практическое задание на новом материале.
Прием 3 выполняется в два шага.
Шаг 1. Преподаватель выясняет житейское представление студентов с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».
Шаг 2. В виде сообщения, эксперимента или с помощью средств наглядного обучения предъявляется научный факт.
Казалось бы, все достаточно ясно, однако на практике организация технологии проблемного обучения имеет определенные сложности. Перед планированием проблемного изучения темы следует уточнить возможности студентов и целесообразность именно такого изучения. Также необходимо учитывать содержание изучаемого материала, изначальный уровень его сложности, специфику содержащейся в нем информации. Не менее важно определить «внутренние условия мышления» студентов: уровень знаний по конкретной теме и интеллектуальные данные. В зависимости от определенного уровня «внутренних условий мышления» студентов формируется система конкретных заданий. К таким заданиям относятся вопросы, требующие объяснения того или иного явления, задания на сопоставление и др. Вместе с тем при организации проблемного обучения не следует полностью отказываться и от традиционных методов обучения — репродуктивного и объяснительно-иллюстративного.
Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе, необходимо выполнять условия ее выполнения.
Проблемное обучение целесообразно применять:
когда содержание учебного материала содержит причинн
о-
следственные связи и зависимости и направлено на формиро
вание понятий, законов и теорий;
когда студенты подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, так как для «слабых» учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уров
ней
проблемно
сти
);
когда у преподавателя есть время для проблемного изучения темы, так как оно требует больших затрат времени.
Прогнозировать результативность технологии проблемного обучения можно, если преподаватель:
владеет содержанием своей дисциплины, профессионального модуля;
умеет моделировать занятие в
режиме
адаптивных технологий
обучения
обеспечен
учебными и методическими пособиями
;
целенаправленно осуществляет опытно-экспериментальную работу
Умеет формально
и
неформально общаться со студентам
и
»
.
Проблемное обучение – один из путей развития интеллектуальных способностей студента. Главное в этой методике – исследование, поиск, решение проблемы. Чем больше будем исследовать, решать проблемы, тем больше будет развиваться интеллект.
Литература:
1. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2006.
2. Ю.А. Петрова. Проблемное обучение в средних профессиональных образовательных учреждениях. –Среднее профессиональное образование, №7, 2014.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат