Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. Работа №59556

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Работа:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

                                               

Развитие функциональной грамотности-одна из важнейших задач современной школы. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в российских школах определяет актуальность понятия "функциональная грамотность", в основе которого лежит умение ставить и изменять цели и задачи индивидуальной деятельности, планировать, контролировать и оценивать ее, действовать вне определенных обстоятельствах для решения реальных проблем.

Согласно концепции Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, наряду с общей грамотностью (овладение совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетентности ученика) на первый план выдвигается" формирование учебных компетенций как компетенций, гарантирующих приобретение новых компетенций, включение содержания обучения в контекст решения важных жизненных задач", Приоритетным является также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, обусловленное изменениями в общей парадигме образования.

Общеучебные умения (ключевые компетенции), развивающиеся в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся, подразделяются на четыре вида:

– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);

– интеллектуальные умения (учебнопознавательные, информационные, ценностносмысловые компетенции или познавательные универсальные действия);

– оценочные умения (ценностносмысловые компетенции или личностные действия);

– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социальнотрудовые компетенции или коммуникативные действия).

При компетентностном подходе в обучении не отрицается значение знаний, но внимание акцентируется на способности использовать полученные знания.

В основе развития функциональной грамотности лежит, прежде всего, освоение предметных знаний, понятий, ведущих идей. Такие международные оценочные исследования, как оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) и международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA) основан ы на концепции функциональной грамотности. Они оценивают, на сколько обучающиеся способны использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в социальных отношениях.

А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования.

Таким образом, актуальной задачей педагога сегодня является развитие функциональной грамотности школьников.

Что же понимают под «функциональной грамотностью»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть такой уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и считается минимально необходимым для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности.

Функционально грамотный человек-это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с социальными ценностями и интересами.

Основными характеристиками функционально-грамотного человека являются самостоятельность, познание и умение жить среди людей, обладание определенными качествами и ключевыми компетенциями.

Одним из компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность-это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, принимать обоснованные математические решения и использовать математику таким образом, чтобы удовлетворять настоящие и будущие потребности творческих, заинтересованных и думающих граждан.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены с помощью математики; формулировать эти проблемы в математических терминах; и решать задачи, используя математические факты и методы; анализировать используемые методы решения; и интерпретировать полученные результаты применительно к поставленной задаче; формулировать и записывать результаты решения.

Формирование функциональной математической грамотности требует изменения содержания аудиторных занятий. Научиться действовать обучающиеся могут только в самом процессе деятельности, и та работа, которую ежедневно выполняет учитель на уроке, и те педагогические приемы, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.

Изучение математики развивает познавательные способности человека, в том числе логическое мышление. Обучение решению задач на уроках математики формирует у обучающихся определенные способы мышления, дает им опыт решения всевозможных практических задач, способствует выработке привычки к систематической и упорядоченной работе. Все это способствует формированию математической грамотности обучающихся.

Одним из основных является учебная задача. Учебная задача-это то, что предъявляется самим учащимся в процессе обучения для решения какой-либо познавательной задачи. Решение учебных задач- это не поиск конкретного решения, а нахождение общего способа поведения, т.е. принципа, позволяющего решать целый класс подобных задач.

Учебную задачу школьники решают путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.

Виды учебных задач:

задания, в которых имеются лишние данные;

задания с противоречивыми данными;

задания, в которых данных недостаточно для решения;

многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

Современные требования к результатам обучения математики включают помимо овладения предметными знаниями умения применять их в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач. Математические знания и умения должны использоваться в различных практических ситуациях. Выдающийся математик XX века Д. Пойя, писал, что владение математикой — это умение решать задачи, причем, не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности, т. е. проще говоря, всесторонней развитости, на которую в конечном итоге и направлена вся система школьного образования.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×