РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Развитие функциональной грамотности-одна из важнейших задач современной школы. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в российских школах определяет актуальность понятия "функциональная грамотность", в основе которого лежит умение ставить и изменять цели и задачи индивидуальной деятельности, планировать, контролировать и оценивать ее, действовать вне определенных обстоятельствах для решения реальных проблем.
Согласно концепции Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, наряду с общей грамотностью (овладение совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетентности ученика) на первый план выдвигается" формирование учебных компетенций как компетенций, гарантирующих приобретение новых компетенций, включение содержания обучения в контекст решения важных жизненных задач", Приоритетным является также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, обусловленное изменениями в общей парадигме образования.
Общеучебные умения (ключевые компетенции), развивающиеся в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся, подразделяются на четыре вида:
– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);
– интеллектуальные умения (учебнопознавательные, информационные, ценностносмысловые компетенции или познавательные универсальные действия);
– оценочные умения (ценностносмысловые компетенции или личностные действия);
– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социальнотрудовые компетенции или коммуникативные действия).
При компетентностном подходе в обучении не отрицается значение знаний, но внимание акцентируется на способности использовать полученные знания.
В основе развития функциональной грамотности лежит, прежде всего, освоение предметных знаний, понятий, ведущих идей. Такие международные оценочные исследования, как оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) и международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA) основан ы на концепции функциональной грамотности. Они оценивают, на сколько обучающиеся способны использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в социальных отношениях.
А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования.
Таким образом, актуальной задачей педагога сегодня является развитие функциональной грамотности школьников.
Что же понимают под «функциональной грамотностью»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть такой уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и считается минимально необходимым для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности.
Функционально грамотный человек-это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с социальными ценностями и интересами.
Основными характеристиками функционально-грамотного человека являются самостоятельность, познание и умение жить среди людей, обладание определенными качествами и ключевыми компетенциями.
Одним из компонентов функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность-это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, принимать обоснованные математические решения и использовать математику таким образом, чтобы удовлетворять настоящие и будущие потребности творческих, заинтересованных и думающих граждан.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены с помощью математики; формулировать эти проблемы в математических терминах; и решать задачи, используя математические факты и методы; анализировать используемые методы решения; и интерпретировать полученные результаты применительно к поставленной задаче; формулировать и записывать результаты решения.
Формирование функциональной математической грамотности требует изменения содержания аудиторных занятий. Научиться действовать обучающиеся могут только в самом процессе деятельности, и та работа, которую ежедневно выполняет учитель на уроке, и те педагогические приемы, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.
Изучение математики развивает познавательные способности человека, в том числе логическое мышление. Обучение решению задач на уроках математики формирует у обучающихся определенные способы мышления, дает им опыт решения всевозможных практических задач, способствует выработке привычки к систематической и упорядоченной работе. Все это способствует формированию математической грамотности обучающихся.
Одним из основных является учебная задача. Учебная задача-это то, что предъявляется самим учащимся в процессе обучения для решения какой-либо познавательной задачи. Решение учебных задач- это не поиск конкретного решения, а нахождение общего способа поведения, т.е. принципа, позволяющего решать целый класс подобных задач.
Учебную задачу школьники решают путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.
Виды учебных задач:
задания, в которых имеются лишние данные;
задания с противоречивыми данными;
задания, в которых данных недостаточно для решения;
многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
Современные требования к результатам обучения математики включают помимо овладения предметными знаниями умения применять их в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач. Математические знания и умения должны использоваться в различных практических ситуациях. Выдающийся математик XX века Д. Пойя, писал, что владение математикой — это умение решать задачи, причем, не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности, т. е. проще говоря, всесторонней развитости, на которую в конечном итоге и направлена вся система школьного образования.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат