Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских традиций, обычаев и игр». Работа №59560

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских традиций, обычаев и игр»
Работа:

«Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских традиций, обычаев и игр».

Учебные стандарты по дошкольному обучению с учетом национально-регионального компонента, которые были разработаны и введены в 2000 году Министерством образования и науки Республики Хакасия и Хакасским республиканским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, предусматривает ознакомление дошкольников с культурой хакасского народа, имеющей огромную воспитательную ценность в привитии детям с раннего возраста любви к родному краю, его истории, формирующей лучшие качества и чувства ребенка.

Данная задача приобщения нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Ведь каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического народного лица и самобытности.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и философию хакасского народа. Игры у хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. Хакасский народ считает, что в игре, ребёнок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.

В данный момент у нас воспитываются дети старшего дошкольного возраста, нашу группу посещают и дети коренной – хакасской национальности, (около 35%). И именно к их родителям пришлось обратиться за помощью: попросили вспомнить и записать названия национальных игр и правила проведения, а также помочь с изготовлением (если потребуется) необходимой, для таких игр атрибутики.

Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни хакасского народа, показываем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям как можно лучше узнать национальный характер народа.

В процессе игры устанавливается активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Характер многих детских игр таков, что они имеют большое значение для умственного, физического, художественного нравственного воспитания. Это не только развлечение и интересное времяпровождение, не только веселье и радость для детей. Игры знакомят ребенка с материальными и духовными ценностями культуры. Народные игры играют важную роль в развитии и воспитании ребенка. В них отражается оптимизм народа, его надежды на будущее, пример-идеал, идеальные представления о человеке. Игры - уникальная форма жизнедеятельности детей, в них особенным образом проявляется национальный характер.

В нашей работе мы используем такие игры.

Мелей

тастазах

- «подкидывание рукавицы».

Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину и игра продолжается.

 

Хакасская народная игра

 

“Спрячь рукавицу”.

 

Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя!”. Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:

 

Паг

тудызах

– «держание верёвки».

Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.

Хол

тартызах

– «перетягивание рук».

В этой силовой игре участвует два человека. Они садятся друг против друга, уперевшись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперёк. По команде судьи оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника.

 

Игры с

хазыхами

Для игр используется хазыхи – астрагалы овец.

Игра называется «АЙРА»

Справка. Наиболее распространенная игра, известная с древности.

Инвентарь. Хазыхи в количестве от 15 до 30 штук.

Место игры. Ровная поверхность, лучше всего пол.

Описание. Количество игроков от 2 до 6, среди которых устанавливается очередность. Начинающий разбрасывает все хазыхи на полу. При этом хазыхи могут принять 4 положения: алчы, нюке, сына, таха. После этого игрок щелчком посылает кость так, чтобы она задела другую, имеющую такое же положение, например, нюке к нюке и т.д. выбитая кость забирается игроком. Побеждает игрок, забравший наибольшее количество костей.

Правила.

1. Игрок не имеет права сходить с места, он должен сидеть.

2.В игре не участвуют кости, упавшие друг на друга.

3.Если между сходно лежащими хазыхами находятся другие, то на них можно положить руку, на которую ставят хазых в том же положении, и щелкнуть, целясь в нужную кость.

4. Если в ходе игры кость изменила положение, например с сына на алчы, игра продолжается с последнего положения кости.

5. Игра переходит к следующему, если: а) совершен промах; б) при щелчке любым из хазыхов задета третья кость; в) не осталось сходно лежащих фигур.

Каждый начинающий делает новое рассыпание.

Очередность устанавливается следующим образом. Игроки берут два хазыха и бросают их, тот, кто сумел бросить хазыхи в одинаковое положение, становится первым. Так разыгрываются и остальные номера.

Подсчет костей у каждого производится тогда, когда не остается ни одного хазыха.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×