Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Психологические трудности в общении подростков. Работа №59567

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Психологические трудности в общении подростков
Работа:

Валуйская Л. А.,

студент 4 курса, НИУ «БелГУ»

Научный руководитель:

Доронина Н.Н., доцент кафедры возрастной и социальной психологии, НИУ «БелГУ»,

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В данной работе рассматриваются психологические трудности в общении подростков. Проводилось исследование по типу направленности личности в общении. В результате выявлено, что у мальчиков показатель эмоционального контроля немного ниже по сравнению с девочками.

Ключевые слова: подростковый возраст, психологические трудности, общение подростков, эмоциональный контроль, направленность личности.

Подростковый возраст – неотъемлемая часть жизни, ступень, с которой начинается становление личности и формирование характера человека. Именно в этот период необходимо сделать самые первые важные выборы в жизни: с кем дружить, кого любить, в какой вуз поступить и т.д. Человек начинает менять свое окружение, осознавать ценность дружбы, боль потери, ощущение пустоты и предательства.

Подростки остро, а порой болезненно реагируют на несправедливость, лицемерие и обман взрослых людей. Они считают себя непонятыми и лишенными внимания, проявляют эгоистическое отношение к окружающим, особенно к старшему поколению. Из-за этого начинаются проблемы с доверием к родителям, поэтому большую часть времени они проводят в общении со сверстниками, которые оказывают определенное влияние на поведение друг друга.

В подростковом возрасте возникают психологические трудности в общении, и в ходе исследования мы предположили, что у мальчиков преобладает низкий показатель эмоционального контроля, а у девочек - высокий уровень.

По мнению А.К. Марковой, «затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения» [3, с. 315].

Целью статьи является раскрыть особенности психологических трудностей в общении подростков.

Для изучения психологических трудностей в общении у подростков в ходе нашего исследования были применены методики «Направленность личности в общении» (НЛО-А) (С.Л. Братченко) и «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский).

Исследование направленности личности в общении показало, что среди опрашиваемых преобладает диалогический тип (20%). Это означает, что большая часть респондентов стремится к равноправному межличностному общению, основанному на взаимном доверии и уважении.

Манипулятивный тип направленности присутствует у 18% тестируемых. Эти подростки хотят понять собеседника для того, чтобы управлять его поведением, получить необходимую информацию и выгоду.

Индифферентный, альтероцентристский и конформный типы направленности имеют одинаковое количество подростков – по 15% соответственно.

Распределение типологии направленности личности в общении в процентном содержании представлены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Распределение подростков по преобладающей направленности личности в общении

Обработка результатов по методике «Диагностика особенностей общения» показала следующие результаты (рис. 2). Умением воспринимать и понимать себя (рефлексировать) обладают 26% подростков. Небольшие результаты по рефлексии свидетельствуют о проблемах понимания себя. Сюда включается непонимание своих состояний, логики принимаемых решений и мотивов своего поведения. Низкая частота рефлексии затрудняет также процесс самоуправления: чем хуже человек осознает свои психические процессы, тем меньше он имеет возможностей управлять собой.

Наибольший показатель (30%) - это особенности посланий в общении. Высокие показатели по данному этапу говорят об однозначности, ясности посланий и об открытой, искренней личностной позиции в общении. 26% респондентов умеют строить межличностные границы. Это говорит о личностной зрелости и нормальных отношениях с людьми. Минимальное количество подростков 18% - умеют понимать собеседника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Распределение подростков по преобладанию особенностей в общении

 

Подтверждением гипотезы является исследование математической статистики по U-критерию Манна – Уитни, представленное в таблице 1.

 

Таблица 1

Выраженность показателей общения у мальчиков и девочек

 

Показатель

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень статистической значимости (p)

 

мальчики

девочки

 

 

Эмоциональный контроль

32,9

40,9

673

0,000*

Диалогическая направленность личности

78,0

83,6

1022,5

0,117

 

* - различия статистически достоверны (р≤0,05).

 

Таким образом, гипотеза подтверждена частично.

Анализ полученных данных исследования, направленный на оценку коммуникативного потенциала личности подростков, выявил, что большинство респондентов не умеют слушать собеседника, углубляются в собственные проблемы при общении со сверстниками, не умеют строить межличностные границы и не понимают собственных желаний.

Таким образом, необходимо отметить, что дальнейшее изучение особенностей общения в подростковом возрасте и разработка с их учетом путей формирования коммуникативных умений у подростков является одной из главных задач психологии и педагогики на современном этапе.

Список литературы:

Абрамова, Г.С. Возрастная психология:

учеб.пособие

для студ.

в

узов [Текст] / Г.С. Абрамова. – Академический проект; Альма Матер, 2006. – 702 с.

Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности [Текст]: методические рекомендации для студентов /

Нижегор

. гос. архитектур.-строит. ун-т; Н. А. Зимина - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. - 42 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. [Текст] / И.А. Зимняя, - Р-н/Д.: Феникс, 1997

.

– 320 с.

Подольский

Д.

Возрастно-психологические особенности "трудных подростков" /

Д.

Подольский, Е

.

Пупырева

,

И

.

Борисова. - М.: LAP

Lambert

Academic

Publishing,

2019

. - 124 c

.

Краковский, А. П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: Педагогика,

 

2019

.

-

272 c.

Поляков Е.А. Психология развития детей и подростков: учебное пособие/

Е.А.Поляков

– Москва: Академический проект, 2020. – 191 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×