Валуйская Л. А.,
студент 4 курса, НИУ «БелГУ»
Научный руководитель:
Доронина Н.Н., доцент кафедры возрастной и социальной психологии, НИУ «БелГУ»,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В данной работе рассматриваются психологические трудности в общении подростков. Проводилось исследование по типу направленности личности в общении. В результате выявлено, что у мальчиков показатель эмоционального контроля немного ниже по сравнению с девочками.
Ключевые слова: подростковый возраст, психологические трудности, общение подростков, эмоциональный контроль, направленность личности.
Подростковый возраст – неотъемлемая часть жизни, ступень, с которой начинается становление личности и формирование характера человека. Именно в этот период необходимо сделать самые первые важные выборы в жизни: с кем дружить, кого любить, в какой вуз поступить и т.д. Человек начинает менять свое окружение, осознавать ценность дружбы, боль потери, ощущение пустоты и предательства.
Подростки остро, а порой болезненно реагируют на несправедливость, лицемерие и обман взрослых людей. Они считают себя непонятыми и лишенными внимания, проявляют эгоистическое отношение к окружающим, особенно к старшему поколению. Из-за этого начинаются проблемы с доверием к родителям, поэтому большую часть времени они проводят в общении со сверстниками, которые оказывают определенное влияние на поведение друг друга.
В подростковом возрасте возникают психологические трудности в общении, и в ходе исследования мы предположили, что у мальчиков преобладает низкий показатель эмоционального контроля, а у девочек - высокий уровень.
По мнению А.К. Марковой, «затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения» [3, с. 315].
Целью статьи является раскрыть особенности психологических трудностей в общении подростков.
Для изучения психологических трудностей в общении у подростков в ходе нашего исследования были применены методики «Направленность личности в общении» (НЛО-А) (С.Л. Братченко) и «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский).
Исследование направленности личности в общении показало, что среди опрашиваемых преобладает диалогический тип (20%). Это означает, что большая часть респондентов стремится к равноправному межличностному общению, основанному на взаимном доверии и уважении.
Манипулятивный тип направленности присутствует у 18% тестируемых. Эти подростки хотят понять собеседника для того, чтобы управлять его поведением, получить необходимую информацию и выгоду.
Индифферентный, альтероцентристский и конформный типы направленности имеют одинаковое количество подростков – по 15% соответственно.
Распределение типологии направленности личности в общении в процентном содержании представлены на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Распределение подростков по преобладающей направленности личности в общении
Обработка результатов по методике «Диагностика особенностей общения» показала следующие результаты (рис. 2). Умением воспринимать и понимать себя (рефлексировать) обладают 26% подростков. Небольшие результаты по рефлексии свидетельствуют о проблемах понимания себя. Сюда включается непонимание своих состояний, логики принимаемых решений и мотивов своего поведения. Низкая частота рефлексии затрудняет также процесс самоуправления: чем хуже человек осознает свои психические процессы, тем меньше он имеет возможностей управлять собой.
Наибольший показатель (30%) - это особенности посланий в общении. Высокие показатели по данному этапу говорят об однозначности, ясности посланий и об открытой, искренней личностной позиции в общении. 26% респондентов умеют строить межличностные границы. Это говорит о личностной зрелости и нормальных отношениях с людьми. Минимальное количество подростков 18% - умеют понимать собеседника.
Рис. 2. Распределение подростков по преобладанию особенностей в общении
Подтверждением гипотезы является исследование математической статистики по U-критерию Манна – Уитни, представленное в таблице 1.
Таблица 1
Выраженность показателей общения у мальчиков и девочек
Показатель
Средние значения
U-критерий Манна-Уитни
Уровень статистической значимости (p)
мальчики
девочки
Эмоциональный контроль
32,9
40,9
673
0,000*
Диалогическая направленность личности
78,0
83,6
1022,5
0,117
* - различия статистически достоверны (р≤0,05).
Таким образом, гипотеза подтверждена частично.
Анализ полученных данных исследования, направленный на оценку коммуникативного потенциала личности подростков, выявил, что большинство респондентов не умеют слушать собеседника, углубляются в собственные проблемы при общении со сверстниками, не умеют строить межличностные границы и не понимают собственных желаний.
Таким образом, необходимо отметить, что дальнейшее изучение особенностей общения в подростковом возрасте и разработка с их учетом путей формирования коммуникативных умений у подростков является одной из главных задач психологии и педагогики на современном этапе.
Список литературы:
Абрамова, Г.С. Возрастная психология:
учеб.пособие
для студ.
в
узов [Текст] / Г.С. Абрамова. – Академический проект; Альма Матер, 2006. – 702 с.
Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности [Текст]: методические рекомендации для студентов /
Нижегор
. гос. архитектур.-строит. ун-т; Н. А. Зимина - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. - 42 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. [Текст] / И.А. Зимняя, - Р-н/Д.: Феникс, 1997
.
– 320 с.
Подольский
Д.
Возрастно-психологические особенности "трудных подростков" /
Д.
Подольский, Е
.
Пупырева
,
И
.
Борисова. - М.: LAP
Lambert
Academic
Publishing,
2019
. - 124 c
.
Краковский, А. П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: Педагогика,
2019
.
-
272 c.
Поляков Е.А. Психология развития детей и подростков: учебное пособие/
Е.А.Поляков
– Москва: Академический проект, 2020. – 191 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат