Упражнения начальной тактической подготовки при обучении детей среднего и старшего школьного возраста фехтованию
Иванов Михаил Константинович
Педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского»
Аннотация. В фехтовальном поединке одним из важнейших факторов победы является тактическое мастерство. Освоение начальных тактических умений требует применения специальных упражнений, которые помогут детям освоить это достаточно сложный раздел фехтования.
Спортивный поединок в фехтовании представляет собой, в первую очередь, «борьбу умов», конфликтное взаимодействие, где побеждает тот, кто сможет «передумать» противника. Отсюда следует важность освоения не только технических приемов, но и тактическими компонентами боевых действий.
Основные тактические умения, которыми должен обладать боец по окончании начального этапа подготовки:
1. Выбор момента и принятие решения для начала атаки.
2. Закрытие назад после неудачной атаки.
3. Выжидание момента для начала выполнения защиты или контратаки.
4. Переход в атаку после защиты.
5. Удлинение заданной атаки повторной простой атакой.
Для того, чтобы освоить эти умения существует целый ряд упражнений с партнером (некоторые из них приведены ниже), но окончательную «шлифовку» тактические умения получают только в процессе учебно-тренировочных и вольных боев.
Выбор момента и принятие решения о начале атаки
1. Партнер А стоит в боевой стойке, держа оружие в опущенной руке. Партнер Б с шагом вперед атакует его сверху в голову сверху. После 2-3 атак партнер А меняет положение оружия, поднимая его в пятую позицию. Партнер Б выполняет атаку в ногу. Затем партнер А переводит оружие в третью позицию – партнер Б атакует в правое плечо. Партнер А переводит оружие в четвертую позицию – атака в левое плечо.
2. Партнер А стоит в боевой стойке, периодически меняя позицию вооруженной руки. Партнер Б с шагом вперед или выпадом атакует в один из открытых секторов.
3. Партнер А отступает, держа оружие в опущенной руке. Партнер Б находится на дистанции ларго и наступает, поддерживая постоянную дистанцию. Партнер А, делав три шага, выполняет одно из следующих действий:
а) оставляет руку опущенной;
б) поднимает руку в позицию хирада;
в) отводит руку в положение вертикальной защиты слева;
г) отводит руку в положение вертикальной защиты справа.
Затем делает еще один шаг и останавливается, сохраняя выбранную позицию оружия. Партнер Б обозначат нанесение удара:
— в ситуации а) — в голову сверху;
— в ситуации б) — в ногу;
— в ситуации в) — в правое плечо партнера;
— в ситуации г) — в левое плечо партнера.
4. Аналогично предыдущему, но, сделав четвертый шаг, партнер А меняет позицию вооруженной руки и останавливается. Партнер Б обозначает атаку в открывающийся сектор.
5. Партнер А отступает, меняя основные боевые позиции (через 2—3 шага). Партнер Б наступает, выполняя атаку в открытый/открывающийся сектор.
6. Аналогично, но партнеры двигаются вперед и назад. Партнер Б атакует как из ситуации наступления, так и из отступления.
7. Аналогично, но партнеры свободно маневрируют по площадке.
8. Партнеры свободно маневрируют по площадке. Партнер А:
— свободно меняет боевые позиции;
— использует один или несколько вариантов «игры оружием».
Партнер Б атакует в открывшийся сектор. При этом партнер А:
— не пытается защищаться;
— выполняет защиты оружием и маневром.
9. Учебно-тренировочный бой, в котором партнер А только защищается, а партнер Б только атакует одиночными простыми атаками.
10. Учебно-тренировочный бой. Партнер Б выполняет простые атаки, партнер А защищается и иногда отвечает.
Закрытие назад после неудачной атаки
1. Партнер А отступает и выполняет защиты с ответом. Партнер Б наступает, атакует в выбранный момент времени и закрывается назад в случае неудачной атаки.
2. Аналогично, но партнеры:
а) перемещаются вперед и назад;
б) свободно маневрируют.
3. Упражнение в «контрах». Партнер А у стены, партнер Б свободно маневрирует и, выбрав момент, атакует. Партнер А защищается и проводит ответ, партнер Б избегает атаки за счёт резкого разрыва дистанции
4. Учебно-тренировочный бой. Партнер А выполняет защиты и защиты с ответами, партнер Б атакует и разрывает дистанцию при неудачной атаке.
Выжидание момента для начала выполнения защиты или контратаки
1. Партнер А проводит простые одиночные атаки по различным углам. Партнер Б выполняет соответствующие защиты оружием или маневрированием. Варианты:
— на средней дистанции, стоя на месте;
— на дальней дистанции с передвижениями по линии;
— на дальней дистанции со свободными передвижениями.
2. Упражнение палит-палит на месте и с различными способами передвижений.
3. Упражнения в уходах и ответах и в защитах и ответах.
4. Дистанция дальняя. Партнер А начинает сближение, выполняя замах. Партнер Б производит встречную контратаку со сближением.
5. Упражнение то же, но, с целью обезопасить себя от встречного удара противника сближение на контратаке выполняется не прямолинейно, а с шагом по треугольнику.
6. Дистанция дальняя. Партнер А выполняет замах, готовя атаку, и начинает сближение. Партнер Б, выполняя прямолинейное сближение или шаг по треугольнику, проводит контратаку в вооруженную руку.
7. Дистанция дальняя. Партнер А сближается, начиная атаку с серией финтов оружием. Партнер Б выполняет контратаку по вооруженной руке.
8. Дальняя дистанция. Партнер А выполняет финт ногами или корпусом. Партнер Б проводит контратаку в «ближнюю точку» с шагом вперед.
9. Упражнения «маятник», палит-палит и «1—1» с акцентом на выполнение контратак одним из партнеров.
10. Упражнение в «контрах». Партнер А стоит спиной к препятствию. Партнер Б сближается и проводит простую атаку с максимально возможной дистанции. Партнер А:
— выполняет контратаку на подготовку (сближение);
— защиту с ответом.
Переход в атаку после защиты
1. Партнер А проводит простую атаку. Партнер Б выполняет защиту и ответ.
Варианты:
— на месте;
— в прямолинейных передвижениях;
— в свободных передвижениях.
2. Партнер А выполняет простую атаку с дальней дистанции и сразу же отходит назад. Партнер Б выполняет защиту и преследует противника с ответной атакой.
3. Упражнения палит-палит; уходы и ответы; защиты и ответы.
4. Спарринговая игра в манере «1—1» с использованием техник из упражнений 1 и 2.
Удлинение заданной атаки повторной прямой атакой
1. Партнер А проводит атаку. Партнер Б защищается разрывом дистанции бездействуя оружием. Партнер А проводит повторную атаку, на которую партнер Б выполняет защиту с ответом. Партнер А закрывается назад с защитой.
2. Партнер А проводит простую атаку. Партнер Б выполняет одно из трех действий:
— отходит назад;
— выполняет защиту;
— выполняет защиту с ответом.
Партнер А на соответствующее действие партнера Б выполняет:
— повторную атаку;
— закрывается назад;
— закрывается назад с защитой.
3. Из свободных передвижений. Партнер А проводит различные атаки.
Партнер Б:
— отступает коротко или длинно;
— защищается;
— защищается с ответом;
— контратакует.
Партнер А:
— на короткое отступление — выполняет повторную атаку;
— на длинное отступление — закрывается назад;
— на защиту — по собственному выбору, закрывается назад или выполняет повторную атаку в открывшийся сектор;
— на защиту с ответом и контратаку — закрывается назад с защитой.
Соревновательные бои для закрепления изученных тактических компонентов
Правила соревновательных боев представляют собой упрощенные правила соревнований по спочан:
1. Бой ведется до одного результативного удара в разрешенную зону.
2. Разрешенные техники — удары и уколы.
3. Запрещенные зоны для атаки — пах, затылок.
4. Скользящие и слабые удары не засчитываются. Удары серединой оружия не засчитываются.
5. При обоюдном поражении проигрыш засчитывается обоим спортсменам.
6. В ситуации — результативная атака и результативный ответ победа присуждается атакующему.
В ситуации — нерезультативная атака и результативный ответ победа никому из спортсменов не присуждается.
В ситуации — атака, защита и результативный ответ победа присуждается защищающемуся.
7. Поединки судят трое судей. Решение принимается большинством голосов.
Список литературы
1. Аркадьев В. Тактика в фехтовании / В. Аркадьев. — М.: ФиС, 1969. — 182 с.
2. Иванов М. К. Методические рекомендации по обучению спортивному арнис / М. К. Иванов. — [б.м.]: Издательские решения, 2021. — 112 с.
3. Иванов М. К. Начальное обучение бою на палках в Модерн Арнис: ВКР ИПК РГУФКСМиТ. — М., 2011. — 32 с.: ил.
4. Иванов М. К. Начальное обучение спортивному Арнис. Учебно-методическое пособие / М. К. Иванов. — М.: Издательские решения, 2017. — 58 с.
5. Мовшович А. Д. Тренировка юных фехтовальщиков: монография / А. Д. Мовшович. — М.: Физическая культура, 2013. — 114 с.
6. Тышлер Д. А. Многолетняя тренировка фехтовальщиков / Д. А. Тышлер, А. Д. Мовшович, Г. Д. Тышлер. — М.: Деловая лига, 2002. — 254 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат