Дата публикации:
12.11.2023
Автор:
Тугунова Татьяна Юрьевна
Название работы:
Блоки Дьенеша в формировании логического
мышления у дошкольников
Работа:
Блоки Дьенеша в формировании логического
мышления у дошкольников
Тугунова Татьяна Юрьевна
воспитатель (высшая категория)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 "Малышок"
г. Канска Красноярского края
Важнейшая задача в воспитании ребенка – развитие его ума, мыслительных умений и способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм. Именно блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем, соответствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, действовать в уме, моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывании с союзами и, или, частицей не и др.
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом – красные, синие, желтые;
3. размером – большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), всего 11 карточек. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный, не тонкий и т.д.
Можно выделить четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
1. развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
2. развитие умения сравнивать предметы по их свойствам
3. развитие действия классификации и обобщения
4. развитие способности к логическим действиям и операциям.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что кубики имеют различную форму, цвет, размер и толщину. Заострять внимание детей на термине блок не имеет смысла. В общении с детьми целесообразнее пользоваться словом фигура, хотя вполне допустимо и использование слова блок.
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладывается в раннем возрасте. Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер. Дети этого возраста накладывают цветные блоки на цветные изображения. Ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками, плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Работу с детьми начинаю со знакомства с цветом, а затем и с формой. И, соответственно предлагаю детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Например: Давайте познакомимся, Найди блок, Угости друзей печеньем, Найди такой же по цвету (форме, размеру), Бусы для мамы. И только когда дети легко и безошибочно справляются с заданиями первой ступени, следует, предложить игры на умение оперировать двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя: Обручи, Чудесный мешочек, Продолжи ряд, Рассели соседей, Угощение для медвежат, На свою веточку.
Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном,
величина – силуэтом домика (большой, маленький), форма – соответствует контуру фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), толщина – изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания не (не квадратной формы, значит круглой, прямоугольной или треугольной; не красный, значит синий или желтый; не большой, значит маленький и т.д.). Усложняю задания играми с символами отрицания свойств, например: Помоги Незнайке, На одной веточке, Помоги фигурам выбраться из леса, Угадай, какая фигура, Раздели блоки и другие. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.
Усложнение идет по следующим направлениям:
- от умения оперировать тремя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать четырьмя свойствами;
- от умения работать с двумя карточками-символами свойств предмета (или отрицания свойств) дети постепенно переходят к умению работать с 3-4 карточками-символами.
Я использую следующие формы организации детской деятельности:
- развивающие игры;
- творческие задания;
- фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
- постановка и разрешение проблемных ситуаций;
- сюжетная подача материала.
Дети с увлечением и интересом выкладывают, перестраивают, изучают, конструируют, решают логические задачи – в игре познают математику.
По итогам освоения детьми данной методики, наблюдается положительная динамика развития у воспитанников умения решать интеллектуальные задачи посредством игр с логическими блоками Дьенеша. Дети сравнивают, классифицируют, обобщают, проявляют умение работать по алгоритму. У детей развиваются: все виды мышления, память, внимание, воображение.
Список используемой литературы:
1. Давайте вместе поиграем (игры с логическими блоками Дьенеша).
2. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО Издательство Детство-Пресс, 2018.
3. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО Издательство Детство-Пресс, 2018.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Библиотека программы Детство. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2002
5. Столяра А.А., Носова Е.А., Фидлер М. Игровой методический комплекс к дидактическому материалу Логические блоки Дьенеша составителя Н. Лелявиной.
6. Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек.
Скачать работу
мышления у дошкольников
Тугунова Татьяна Юрьевна
воспитатель (высшая категория)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 "Малышок"
г. Канска Красноярского края
Важнейшая задача в воспитании ребенка – развитие его ума, мыслительных умений и способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм. Именно блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем, соответствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, действовать в уме, моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывании с союзами и, или, частицей не и др.
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом – красные, синие, желтые;
3. размером – большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), всего 11 карточек. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный, не тонкий и т.д.
Можно выделить четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
1. развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
2. развитие умения сравнивать предметы по их свойствам
3. развитие действия классификации и обобщения
4. развитие способности к логическим действиям и операциям.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, я предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что кубики имеют различную форму, цвет, размер и толщину. Заострять внимание детей на термине блок не имеет смысла. В общении с детьми целесообразнее пользоваться словом фигура, хотя вполне допустимо и использование слова блок.
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладывается в раннем возрасте. Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер. Дети этого возраста накладывают цветные блоки на цветные изображения. Ребенок сможет неоднократно испытать радость созидателя, наблюдая, как под его руками, плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Работу с детьми начинаю со знакомства с цветом, а затем и с формой. И, соответственно предлагаю детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Например: Давайте познакомимся, Найди блок, Угости друзей печеньем, Найди такой же по цвету (форме, размеру), Бусы для мамы. И только когда дети легко и безошибочно справляются с заданиями первой ступени, следует, предложить игры на умение оперировать двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя: Обручи, Чудесный мешочек, Продолжи ряд, Рассели соседей, Угощение для медвежат, На свою веточку.
Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном,
величина – силуэтом домика (большой, маленький), форма – соответствует контуру фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), толщина – изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания не (не квадратной формы, значит круглой, прямоугольной или треугольной; не красный, значит синий или желтый; не большой, значит маленький и т.д.). Усложняю задания играми с символами отрицания свойств, например: Помоги Незнайке, На одной веточке, Помоги фигурам выбраться из леса, Угадай, какая фигура, Раздели блоки и другие. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.
Усложнение идет по следующим направлениям:
- от умения оперировать тремя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать четырьмя свойствами;
- от умения работать с двумя карточками-символами свойств предмета (или отрицания свойств) дети постепенно переходят к умению работать с 3-4 карточками-символами.
Я использую следующие формы организации детской деятельности:
- развивающие игры;
- творческие задания;
- фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
- постановка и разрешение проблемных ситуаций;
- сюжетная подача материала.
Дети с увлечением и интересом выкладывают, перестраивают, изучают, конструируют, решают логические задачи – в игре познают математику.
По итогам освоения детьми данной методики, наблюдается положительная динамика развития у воспитанников умения решать интеллектуальные задачи посредством игр с логическими блоками Дьенеша. Дети сравнивают, классифицируют, обобщают, проявляют умение работать по алгоритму. У детей развиваются: все виды мышления, память, внимание, воображение.
Список используемой литературы:
1. Давайте вместе поиграем (игры с логическими блоками Дьенеша).
2. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО Издательство Детство-Пресс, 2018.
3. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб.: ООО Издательство Детство-Пресс, 2018.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Библиотека программы Детство. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2002
5. Столяра А.А., Носова Е.А., Фидлер М. Игровой методический комплекс к дидактическому материалу Логические блоки Дьенеша составителя Н. Лелявиной.
6. Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств