Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Исследовательский проект «Чтение – вот лучшее учение». Работа №59625

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Исследовательский проект «Чтение – вот лучшее учение»
Работа:

«ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

(ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КНИГИ, ЕЁ РОЛЬ В НАШЕЙ ЖИЗНИ)

Исследовательский проект Свиридовой Амины, ученицы 6 М класса филиала МБОУ «Уваровщинская сош» в пос. Краснослободский

Научный руководитель Буковская Вера Александровна, учитель русского языка и литературы

Введение

Книга – самый лучший и надёжный друг человека на все времена. Книга – хранитель знаний о человеке и мире, накопленных в течение многих веков. Ещё в раннем детстве мы берём в руки книжки с картинками и просим взрослых почитать нам сказки. Изучив букварь, мы с радостью начинаем читать сами и узнаём много нового именно из книг. Книги сопровождают человека всю его жизнь.
Что же произойдёт, если книги на земле исчезнут? Получается, что исчезнет опыт жизни сотен поколений людей? А возможно ли получать знания без чтения книг?

Актуальность

«Чтение – вот лучшее учение», - сказал однажды А. С. Пушкин. Так ли это? Чтение развивает память, мышление, речь. Но с появлением компьютера и интернета интерес к книге заметно снизился, что привело к росту числа малограмотных людей. Дети много времени проводят перед экраном телевизора или увлекаются компьютерными играми. Низкий уровень начитанности является причиной узкого кругозора и безграмотности школьников. Является ли книга основным источником знаний в современном мире? Какова ее роль в жизни человека? Ответы на эти и другие вопросы я постараюсь изложить в своей работе.

Цель исследования выяснение актуальности высказывания А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение» и изучение истории книги.

Задачи исследования:

Изучить историю появления книги.

Выяснить, считают ли школьники книгу основным источником знаний, посещают ли они библиотеку и какие книги читают.

Провести анкетирование среди школьников и обработать полученную информацию.

Подготовить доклад и презентацию к защите проекта и поделиться новыми знаниями с одноклассниками.

Объект исследования: чтение.

Предмет исследования: отношение учащихся к чтению.

Гипотеза: книги читать необходимо.

Методы исследования: сбор и анализ информации о пользе чтения и истории книги, анкетирование.

Практическая значимость. Данное исследование послужит примером, учащимся моего класса для проведения других исследований и открытия новых знаний. Благодаря данному исследованию ребята узнали, как и когда появились первые книги и какова их роль в жизни человека.

I. Теоретическая часть. История книги

1.Каменные книги

Так же, как и у людей, у книги есть своя история, своё прошлое. В том виде, в котором мы привыкли видеть книги, они существуют примерно 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг. Наши предки были изобретательны и использовали для создания книг то, что предлагала им природа. Самым первым материалом, на котором люди стали запечатлевать свои мысли, был камень. Именно на нем написаны древние письма, дошедшие до нас. В долинах рек Тигр и Евфрат стоят камни, покрытые множеством чёрточек. Это каменные книги. Такие же книги писались на стенах египетских храмов, на них выбивались специальные знаки, иероглифы. Это требовало огромных усилий.

2. Пальмовые книги и костяные.

Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев. Листья собирали и сушили. Писали на них тоненькими палочками.

На севере не было никакой растительности, люди писали на моржовых клыках и на костях животных.

3. Тканевые книги

Жители Азии писали на тканях. Китайцы писали на шёлке и бамбуке. Из растения делали маленькие полоски, которые сшивали и сворачивали в трубочку. Таким образом они хранились.

4. Восковые книги

В античном мире писали на дощечках, залитых воском. Назывались они «диптих». На них можно было писать тонкими палочками, а потом стирать записи другим концом, более широким. Такие палочки называли «стиль». До сих пор сохранилось это понятие. Про писателей говорят, что у них свой стиль. Выражение «с чистого листа» тоже относится к этим дощечкам. Дощечки складывались внутрь воском, соединялись ремешком, получались книги. Дети на них учились писать, рисовать, поэты писали стихи, счетоводы вели дела. Воск со временем стирался и его меняли, заливая заново.

5. Глиняные книги

Несколько тысячелетий тому назад вавилоняне и ассирийцы придумали писать на глиняных табличках. Специальными палочками, клиньями, выдавливались буквы в виде клинышков, поэтому такое письмо получило название «клинопись». Из глины лепились плоские таблички. Пока они были сырыми, на них выдавливались буквы, рисунки. Каждая табличка формировалась, затем её обжигали в печи. Таблички становились твердыми, складывались в корзину. Это были глиняные книги. Существовала библиотека царя Ашшурбанипала, где хранилось 300 тысяч глиняных книг, собиралась она 25 лет. Этот царь был первым и единственным грамотным управленцем Ассирии. Книг было много, но на каждой из них стоял штамп библиотеки царя Ассирии, внизу книги было название, номер, первые слова произведения. Книги хранились на стеллажах по отделам, на которых были прикреплены глиняные этикетки с наименованием отрасли знаний, к которой относились книги.

6. Берестяные книги

На чём писали на Руси? На Руси писали на бересте. Это был дешёвый, но недолговечный материал. С берёзы снимали верхний слой коры, его кипятили, скоблили, после такой обработки кора становилась мягкой, эластичной. Получалась береста. На бересте писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось много таких берестяных грамот. Впервые такие грамоты были обнаружены в Великом Новгороде. Первые раскопки были начаты к концу 19 века. В Новгороде 26 июля 1951 года была найдена берестяная грамота №1. В честь этой находки в Великом Новгороде отмечается ежегодно праздник День берестяной грамоты.

7. Книги из папируса

На берегах Нила в Древнем Египте рос папирус. Стебель его легко расщепляется на волокнистые ленты. Из папируса в ручную делали длинные ленты, приглаживали и сворачивали в свиток. Запись на такой ленте делали столбиком, заголовки писали красной охрой, основной текст – сажей. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку. Это были очень длинные папирусные свитки, их аккуратно хранили, но они были недолговечны. Свиток крошился, рассыпался, писать на нем можно было только с одной стороны. Написанное на папирусе можно было легко смывать губкой.

8. Книги на пергаменте

К середине 15 века в городе Пергам люди придумали новый материал для изготовления книг. Пергамент – это тонкая плёнка, специально обработанная кожа домашних животных. Пергамент не трескался, был прочнее папируса. Его можно было сгибать и использовать для письма обе его стороны. Эта особенность способствовала появлению новой формы книги. Лист пергамента можно было сгибать вчетверо в виде тетради. Слово тетрадь происходит от греческого «тетрадион», что означает сложенный вчетверо. Несколько тетрадей сшивали и получали книгу, похожую на современную. Называлась такая книга «Кодекс». После написания такая книга отправлялась к переплётчику, он сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба, далее заготовлялись деревянные обложки, которые скреплялись листами. На обложке тоже приклеивали кусок кожи, закрывая им сгибы листов. Готовые книги украшались богатыми окладами, драгоценными камнями и бережно хранились. На одну книгу требовалось кожи целого стада овец, стоили такие книги очень дорого. Чтобы уберечь книги от воровства, в библиотеках их часто приковывали к столбу.

9. Появление бумаги. Рукописные книги на Руси

Бумагу изобрели в Китае. Заслугу этого изобретения приписывают китайцу Цай Луню, который жил примерно в 105 году. Китайцы настолько ценили это изобретение, что даже причислили Цай Луня к лику богов, воздвигали в честь него храмы. Китайская технология изготовления бумаги из тутового дерева хранилась в секрете более 800 лет. Весь мир покупал бумагу у китайцев. Позже технология изготовления бумаги была силой выпытана арабами у пленных китайцев и далее распространилась по всему миру. Бумага стала самым удобным  материалом для письма.

Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке. Их писали знающие грамоту люди, писцы, чаще всего это были церковные служащие и монахи. Рукописи создавались годами при свечах и лучинах. Это был тяжёлый труд. Приступая к работе, писец брал стопку листов, тщательно расчерчивая их параллельными линиями. Писали книги гусиными перьями и чернилами. Лебединым пером мог писать только царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискосок разрезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком, им же и выскабливали ошибки в тексте. Писали чернилами, изготовленными из дубовых орешков, заглавные буквы писались красной строкой растворенным золотом. Именно отсюда пришло понятие писать с красной строки.

10. Создатели славянской азбуки

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий принесли на славянскую землю письменность и создали первую славянскую азбуку. Они перевели богослужебные греческие книги на славянский язык. День славянской письменности отмечается 24 мая.

11. Изобретатель книгопечатания Иоганн Гуттенберг

Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гуттенберг, немец. Гениальное изобретение Гуттенберга состояло в том, что он изготовил из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные зеркально. Из них набирались тексты, с помощью пресса делали оттиск на бумаге. После набора текста нужно было раскладывать буквы по своим местам, затем набиралась новая страничка. С помощью своего изобретения Гуттенберг напечатал первую книгу, Библию Гуттенберга. Эта система используется и в наше время, хотя процесс усовершенствован.

12. Первая напечатанная книга на Руси.

Необходимость печатных изданий возникла из-за несовершенства рукописных копий. Переписанные книги часто искажали информацию и смысл рукописи. Количество рукописных книг увеличивалось, а их качество снижалось. Переписывать книгу красивым и ровным почерком было кропотливым и долгим занятием. Так, на переписывание Остромирова Евангелия потребовалось 203 дня, потому что за день переписывалось не больше ста строк. На Руси начало книгопечатания положили Иван Федоров и его сподвижник Петр Тимофеев Мстиславец. 19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору печатной книги. За его работой с большим интересом наблюдал Иван Грозный. 14 марта 1564 года на Руси была напечатана первая православная книга «Апостол». По этой книге учились монахи, крестьяне, дворяне. «Апостол» – это азбука для церковно-приходских школ царских времен. Целый год первопечатники работали над этим изданием, они вылили специальный шрифт, который отличался своей красивой формой, завитками и линиями. Для удобства читателей Петр и Иван придумали равномерные пробелы между словами, одинаковые отступы от края страницы слева и справа. Первые гравюры, созданные первопечатниками, послужили развитию иллюстрирования книг. Первая печатная книга, выпущенная Иваном Федоровым и его сподвижником Петром Тимофеевым, до сих пор является реликвией нашей великой державы.

II. Роль книги в нашей жизни

Книга преобразила мир, в ней сокрыта вся память человечества. Очень важна образовательная роль чтения. Чтение – неотъемлемая часть учебы, ведь материал, изложенный на бумаге, легко запоминается, и его можно перечитывать несколько раз. Книги являются хранителями исторических фактов, научных открытий.

Еще одна роль чтения для человека – роль духовной пищи. В этой ситуации чтение становится не обязанностью, а возможностью. Литературное произведение может стать мудрым другом, к которому можно всегда прийти и узнать, увидеть, понять что-то новое. Книга является важнейшим средством образования и воспитания

Многие великие люди любили читать с самого детства, именно чтение книг помогло им добиться успехов. Александр Сергеевич Пушкин был настоящим книголюбом. Книги окружали его всегда: он видел их в кабинете отца, дяди, писателей, у которых бывал в детстве, в юности, в пору рассвета своего таланта и славы. Пушкин был не только книгочеем, но и собирателем. Книги для поэта были лучшими друзьями.

«Чтение – вот лучшее учение», - сказал однажды Пушкин.

III. Практическая часть. «Чтение – вот лучшее учение»

Актуально ли высказывание А. С. Пушкина о чтении в наши дни? Для того чтобы ответить на данный вопрос, я решила провести исследование и выяснить у школьников, как они относятся к чтению. Согласны ли школьники с высказыванием гениального поэта? Считают ли они чтение важным занятием? Что читают современные дети и посещают ли они библиотеку? Ответы на эти и другие вопросы мне предстояло найти в ходе эксперимента. Прежде всего, я прочитала интересные сведения об истории появления книги, узнала, что книга прошла долгий путь развития, много веков люди трудились над ее совершенствованием, собирали по крупинкам важную информацию, бережно хранили рукописи, чтобы мы, их потомки, знали историю предков. В связи с этим я поняла, что книга – главный источник знаний. Таким образом, читать необходимо каждому человеку. Чтобы доказать истинность своего предположения, я составила анкету и провела опрос учащихся 6,8,9 классов.

После проведения опроса мы вместе с классным руководителем обработали информацию, и я увидела следующие результаты:

100% опрошенных считают высказывание Пушкина актуальным, при этом 30% из них сказали, что не любят читать. На третий вопрос 50% участников ответили, что не читают в свободное от учёбы время, а те, кто читает, отдают предпочтение произведениям современных авторов, классическую литературу читают всего 12,5% опрошенных. А ответы на пятый вопрос противоречат высказыванию классика, так как 80% респондентов не смогли безошибочно назвать 5 прочитанных произведений и их авторов. Это говорит о том, что читают дети неохотно и невнимательно. Я узнала, что у многих детей дома мало книг, а у некоторых их нет совсем, при этом почти все ребята сказали, что им не нужно посещать библиотеку, потому что они пользуются интернетом. Вот я и получила ответ на один из моих вопросов. Получается, что в нашем веке люди не дорожат книгами, как во времена Пушкина. Однако на девятый вопрос 60% опрошенных ответили, что современным школьникам читать нужно. Дети пояснили, что читать необходимо для их развития и получения образования, сказали, что чтение расширяет кругозор и улучшает память, заверили, что книги помогают им в жизни. По результатам следующих ответов я поняла, что историю появления книги знают не в полной мере.

Проведенное исследование доказало, что книги в современном мире начинают утрачивать своё прямое предназначение, но большинство детей всё-таки любят читать и считают это важным занятием. Это подтверждает мою гипотезу.

Заключение

В старину книги бережно хранили, передавали от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека.

Чтение – это одно из главных умений, которым должен обладать человек.

Необходима активная информационная поддержка воспитания привычки к чтению. Нужна социальная реклама, адресованная детям и взрослым, которая формировала бы моду на чтение. Читать книги нужно. Не зря народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает».

Таким образом, можно подвести итог данной работы. Я познакомилась с историей книги, получила ответы на поставленные вопросы, рассмотрела актуальность высказывания» Чтение – вот лучшее учение» и сделала вывод о значимости книги в наше время.

Список использованных источников:

Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов; под

ред.проф

. Л.И.

Скворцова.-

27-е изд.,

испр

.- М.:ООО « Издательство

Оникс»:ООО

« Издательство « Мир и Образование»,2012.-736с.

Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. /сост. Шалаева Г.П., М.: Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» ТКО АСТ.

1994.-

Том 8, 512 с., с.448-449.

Хомич Е.И., Якушева М.Н. Что? Зачем? Почему? Детская энциклопедия,2009

4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/3002/Чтение

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×