Эмпирическое обоснование психолого- педагогического сопровождения формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР
Дьячкова Олеся Викторовна
магистрант
Пешкова Н.А.
канд.психол.наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого» Тульская обл
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР, представлены результаты контрольного экперимента и описана коррекционно-развивающая программа формирования логического мышления младших школьников с ЗПР.
Ключевые слова: формирование логического мышления, младший школьник с ЗПР, коррекционно-развивающая программа.
Специфика развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничены операции обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений. Также снижена способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Для достижения диагностической цели нами были выделены следующие критерии оценки логического мышления: анализ, обобщение, сравнение, синтез, классификация и мыслительный процессы – суждение.
На основании этого нами была разработана коррекционная программа по формированию логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития. Апробация указанной программы была включена наряду с контрольным экспериментом в содержание экспериментального исследования.
Коррекционно-развивающая программа составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. и представляет собой систему помощи обучающимся с ЗПР.
Основная цель программы – формирование логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития
Программа направлена на решение следующих задач: формирование логического мышления, анализа и синтеза; формирование наглядно-образного мышления; формирование наглядно-действенного и словесно-логического мышления, умения обобщать и сравнивать; формирование понятийного мышления, обучение построению логических связей и цепочек.
Коррекционно-развивающая работа строилась на основе следующих принципов:
1. Принцип единства диагностики и коррекции. Содержание коррекционно-развивающей работы соответствует выделенным критериям мышления.
2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. При составлении коррекционной программы учитывался возраст детей и их ведущая деятельность.
3.Принцип усложнения материала. В коррекционно-развивающей работе данный принцип осуществлялся через постепенное усложнение заданий.
Таким образом, мы предполагаем, что коррекционно-развивающая работа направленная на формирование логического мышления младших школьников с ЗПР будет способствовать формированию логического мышления, а именно:
- овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
- классификации по родовым признакам,
- установлению аналогий и причинно-следственных связей,
- построению рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям;
- овладению некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Список литературы:
1. Абакумова Д.А. Изучение логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] /Д. А. Абакумова// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2018 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. – 1 электрон опт. диск (CD-ROM). - С.51-54.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
3. . Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст]:пособие для учителей/ под ред. Т. А. Власовой [и др.]. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
4. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т. В. Егорова. – М.: Педагогика, 1973. – 152 с.
5. Мухлынина Д.А. Роль логического мышления в обучении школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Д.А. Мухлынина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. Под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. — 1 электрон. опт. диск (CD- ROM).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат