Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Эмпирическое обоснование психологического сопровождения развития логического мышления младших школьников с ЗПР. Работа №59668

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Эмпирическое обоснование психологического сопровождения развития логического мышления младших школьников с ЗПР
Работа:

Эмпирическое обоснование психолого- педагогического сопровождения формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР

Дьячкова Олеся Викторовна

магистрант

Пешкова Н.А.

канд.психол.наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого» Тульская обл

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР, представлены результаты контрольного экперимента и описана коррекционно-развивающая программа формирования логического мышления младших школьников с ЗПР.

Ключевые слова: формирование логического мышления, младший школьник с ЗПР, коррекционно-развивающая программа.

 

Специфика развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничены операции обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений. Также снижена способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Для достижения диагностической цели нами были выделены следующие критерии оценки логического мышления: анализ, обобщение, сравнение, синтез, классификация и мыслительный процессы – суждение.

На основании этого нами была разработана коррекционная программа по формированию логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития. Апробация указанной программы была включена наряду с контрольным экспериментом в содержание экспериментального исследования.

Коррекционно-развивающая программа составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. и представляет собой систему помощи обучающимся с ЗПР.

Основная цель программы – формирование логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития

Программа направлена на решение следующих задач: формирование логического мышления, анализа и синтеза; формирование наглядно-образного мышления; формирование наглядно-действенного и словесно-логического мышления, умения обобщать и сравнивать; формирование понятийного мышления, обучение построению логических связей и цепочек.

Коррекционно-развивающая работа строилась на основе следующих принципов:

1. Принцип единства диагностики и коррекции. Содержание коррекционно-развивающей работы соответствует выделенным критериям мышления.

2. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. При составлении коррекционной программы учитывался возраст детей и их ведущая деятельность.

3.Принцип усложнения материала. В коррекционно-развивающей работе данный принцип осуществлялся через постепенное усложнение заданий.

Таким образом, мы предполагаем, что коррекционно-развивающая работа направленная на формирование логического мышления младших школьников с ЗПР будет способствовать формированию логического мышления, а именно:

- овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

- классификации по родовым признакам,

- установлению аналогий и причинно-следственных связей,

- построению рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям;

- овладению некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Список литературы:

1. Абакумова Д.А. Изучение логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] /Д. А. Абакумова// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2018 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018. – 1 электрон опт. диск (CD-ROM). - С.51-54.

2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

3. . Власова, Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст]:пособие для учителей/ под ред. Т. А. Власовой [и др.]. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.

4. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т. В. Егорова. – М.: Педагогика, 1973. – 152 с.

5. Мухлынина Д.А. Роль логического мышления в обучении школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Д.А. Мухлынина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. Под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. — 1 электрон. опт. диск (CD- ROM).

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×