Выступление на городском семинаре
учителей начальных классов
по теме:
Слагаемые профессиональной компетенции современного педагога в школе будущего.
Небо заполняется птенцами,
Пробуют, первый свой полёт;
Учатся летать они не сами,
Есть ведь тот, кто знания даёт!
(Сокольских Евгений)
Во все времена человечество стремилось к познанию мира. Осознав законы природы, люди хотят передать их своим потомкам. Так на заре человечества возникла школа, возникла профессия «учитель». Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своих учителях , мысленно не раз возвращаясь в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а учитель в своих учениках. На мой взгляд, перед ним стоит великая задача, совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». На Земле много профессий, но профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе. Поэтому вопрос соответствия профессионально значимым качествам педагогов всегда остается актуальным.
Современный образовательный стандарт предъявляет серьезные требования не только к личным качествам учителя, но и к его профессиональным компетенциям.
Начиная каждый свой учебный год я задаюсь вопросом: а дотягиваю ли я до идеального образа?
С моей точки зрения, в первую очередь учитель должен соответствовать тенденциям современного мира, интересоваться тем, чем «живёт» молодое поколение. В настоящее время уже трудно удержать внимание учеников, используя лишь мел, указку и «тряпку».
Я работаю учителем начальных классов в МАОУ "СОШ№10". Наша школа молодая - ей всего 5 лет. Она яркая и современная. На ее базе можно творить и осуществлять все педагогические идеи. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Учитель начальных классов – профессия особая. Начальная школа – начало начал! В школу приходит маленький человек. Первоклассник, не умеющий ничего, через несколько месяцев начинает читать, писать буквы алфавита, решать примеры и простейшие задачи – вот это и есть начало «началки»! И я всегда искренне радуюсь первым успехам, но и, конечно, переживаю за неудачи своих воспитанников, чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день дети ждут от меня чего-то нового, интересного. И мне хочется донести до них всё то, что знаю я. Идя на уроки, я стараюсь найти много интересного, не боюсь экcпериментировать, постоянно нахожусь в поиске совершенствования методов и форм преподавания (работа в группах и парах), стараюсь найти подход к каждому ученику. Чтобы урок был увлекательным использую разнообразные электронные приложения к учебникам по программе "Школа России ", электронные тренажёры (Картофан, Криптон), электронные цифровые ресурсы(видеоуроки, платформа Учи.ру). В работе стараюсь применять разные методы, приемы стимулирования и мотивации учения, навыки сотрудничества, элементы исследовательской деятельности, участие в проектных работах. А я смотрю и радуюсь, как мои ученики с увлечением их выполняют. Таким образом, они развивают своё мышление и самостоятельность, учатся самостоятельно находить способы решения поставленных задач. Интерактивная доска, проектор, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, новые методы- всё это в приоритете у современного учителя. Это мне очень нравится! И мне это надо!
Мои ученики являются призёрами муниципальных олимпиад по русскому языку, межпредметной олимпиады младших школьников "Умка", всероссийской межпредметной олимпиады "Наше наследие", есть победители и призёры всероссийского конкурса "Призвание" в номинации "Детские исследовательские и научные работы", "От первых открытий к вершинам побед"...
Помимо этого, современный педагог должен интересоваться «жизнью» своих учеников в социальных сетях, где они общаются, делятся своими переживаниями, выкладывая свои личные фотографии, посты, песни.
Заниматься мониторингом личного пространства своих учеников, чтобы не только контролировать их, но и иметь представление о том, чем они интересуются, к чему стремятся, чего хотят в будущем. Современный педагог должен уметь так выстраивать отношения со своими учениками, чтобы каждый из них мог смело высказывать своё мнения, не боясь осуждения, агрессии со стороны учителя. Современный учитель не может позволить себе оставаться на одном определённом уровне, которого он когда-то достиг, его задача постоянно учиться, самосовершенствоваться, развиваться. Для этого у него есть все возможности: курсы повышения квалификации, педагогические периодические издания, книги и журналы по соответствующей тематике, педагогические конкурсы, вебинары...
Сейчас у меня 2 класс. многие мои коллеги, в том числе и я, работая по программе ФГОС 3 поколения, прошли курсы повышения квалификации, начали участвовать проекте «Школы Минпросвещения России».
Сейчас в стране ощущается острый дефицит подготовленных специалистов для работы на различных производствах. Из ходя из этой проблемы на базе нашей школы создан Цент рабочих профессий. Работа реализоваться начинает с начальной школы - изучая курс внеурочной деятельности "Кем быть?". Ребята познакомятся с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Начиная с 7 класса учащиеся получают информацию о профессиях и приобретают навыки рабочих профессий на базе колледжев, раскрывая свои потенциалы и готовятся к взрослой жизни(строительный, электромеханический, автомеханический.)
Из выше сказанного, можно сделать вывод - профессиональная компетентность педагога заключается - в единстве теоретической и практической готовности педагога осуществлять свою педагогическую деятельность. А именно, владеть педагогическими технологиями и приемами работы, готовность решать профессиональные задачи, способность контролировать свою деятельность.
Наше образование позволяет учителю «не стоять на месте», а творчески развиваться, двигаться вперёд, становиться более профессиональным, к чему необходимо стремиться, реализовывать на практике, внедрять в свою работу.
Есть мнение, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль — «не политику, не генералу и даже ученому — учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи».
Я думаю, что школа не скоро научится обходиться без учителей, а деятельность молодого педагога будет своеобразной гарантией успешности всех преобразований в нашей школе!
А значит нужно соответствовать!!!
Соответствовать и помнить, что посредственный учитель излагает, хороший объясняет. Выдающийся показывает, великий учитель вдохновляет.
Всё начинается с молодых, опытных, активных и целеустремлённых – УЧИТЕЛЕЙ!
А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:
У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал. Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность.
Т - тактичный, толерантный, терпеливый.
Е - естественный, единомышленник.
Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
… и эта истина будет неподвластной времени.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат