Дата публикации:
14.11.2023
Автор:
Христофорова Наталья Евгеньевна
Название работы:
Психологическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста
Работа:
Психологическая характеристика нравственной сферы детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Особенности нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста активно изучали В.С.Мухина, Л.С.Выготский, В.А.Крутецкий, Н.И.Новикова, М.В.Гамезо, М.В.Матюхина и др
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью .
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребёнка. С одной стороны у младших школьников, особенно у первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни .
Младший школьник может проявить сочувствие при чьём-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причинённой его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д.
Подобная зыбкость нравственного облика маленького школьника, выражающаяся в непостоянстве его нравственных переживаний, непостоянном отношении к одним и тем же событиям, связана с тем, что нравственные положения, которые определяют проступки ребёнка, не имеют ещё достаточно обобщённого характера и ещё в недостаточной мере стали устойчивым достоянием его сознания.
Вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния, иногда страха. Конечно же, при этом ребёнок 6-12 лет не может осознать всё значение своих прав, но понять, что он, как всякий человек, имеет права, он может. Это может поднять в нем чувство личности .
Развитый младший школьник знает доступные его пониманию нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребёнок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Однако, знание норм поведения само по себе ещё не обеспечивает нравственного развития личности. У ребёнка в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребёнок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, ощущение дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое и называется хорошим воспитанием. Школьник уже может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях.
В процессе нравственного воспитания у ребёнка вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребёнок реагирует на любое проявление асоциального поведения взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилось правильное отношение к пороку, хулиганству и хамству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть плохим.
Младший школьник может быть вежливым и при этом испытывать удовлетворение от своего поведения. Однако вежливое поведение может иметь многозначную мотивацию. В одном случае он может действовать по велению сердца, в другом – по долгу, в третьем он может работать на публику, ища восторга у взрослых. Именно ради такой оценки ребёнок может нарочито демонстрировать свою воспитанность. В то же время вежливые формы поведения ребёнок может использовать как ключ к решению своих ситуативных проблем, как волшебное слово, которое открывает дверь ко многим радостям жизни. Следовательно, за вежливостью ребёнка предстоит рассмотреть мотивы этой вежливости и строить отношения в зависимости от качества мотивов. В младшем школьном возрасте ребёнок в действительности может быть ориентирован на сам поступок. Именно тогда, когда в нравственном поступке ребёнок черпает для себя удовлетворение, его нравственное развитие идёт правильным путём .
Когда ребёнок попадает в новые для него условия воспитания – в школу, он сразу понимает, что это совершенно исключительная ситуация, требующая от него строгого самоконтроля в системе новых правил. Он подходит к осознанию своих обязанностей, своего долга, своего человеческого надо. В младшем школьном возрасте чувство ответственности за себя начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика.
Ответственность представляет собой способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам. Она пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга и должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. По мере развития ответственности у ребёнка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.
Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребёнка, индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда эта потребность приобретает личностный смысл, у ребёнка появляется ответственность как черта личности. Постепенно через общение со взрослыми и сверстниками, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают ответственность за себя и свои поступки.
В младшем школьном возрасте ребёнок, взаимодействуя с хорошо знакомыми сверстниками, может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать своё мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это не постоянная линия поведения младшего школьника, а возможность, проявляющаяся лишь в исключительных случаях. Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книгам и ориентируясь на эмоциональное отношение взрослых, ребёнок усваивает не только информацию, но и её оценку взрослыми. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. Через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явление ребёнок открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства.
Очень важно также ещё одно значимое для развитой личности чувство – это сопереживание другому. Сопереживание – это переживание чего-либо вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний; это и действие по отношению к тому, кому сопереживают. Развитая способность к сопереживанию включает в себя весь диапазон этого состояния: во-первых, это сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого); во-вторых, это переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого.
Сопереживанию ребёнок учится через механизм подражания – следование какому-либо образцу, осуществляемое через копирование поведения и чувств. Действия, поступок, мимика, пантомимика воспроизводятся на основе физиологических механизмов. Подражание чувствам происходит на основе как физиологических, так и психологических механизмов. Сопереживанию ребёнок учится через подражание внешним проявлениям этого состояния человека и через подражание поступкам, сопутствующим сопереживанию.
Подражание действиям сопереживания, которые проявляют взрослые по отношению друг к другу, к детям, животным, приводит ребёнка к тому, что он обучается проявлять всю внешнюю атрибутику сопереживания и действительно способен испытывать приливы состояния сопереживания к другим. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся им на персонажей сказок, рассказов, стихов. Особое сочувствие ребёнка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится очень плохо.
Придя в первый класс, ребёнок сразу попадает в новые психологические условия своего существования. Во-первых, это исключительно реальные отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности. Во-вторых, эти отношения учебной деятельности вольно или невольно ставят ребёнка в ситуацию, когда он вынужден сравнивать себя с другими, с их успехами в учебной деятельности, прилежанием и поведением. По указанным причинам вежливость, ответственность, способность к сопереживанию и другие нормы поведения получают своё интенсивное развитие в новых условиях и являются ключевыми качествами для воздействия воспитательного процесса.
Поступление в школу ведёт не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребёнок начинает занимать новое место внутри общественных отношений: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребёнку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
Таким образом, нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Необходимо следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям, это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними.
Становление младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности. В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых создают благоприятные предпосылки для формирования высоко нравственной личности.
Скачать работу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Особенности нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста активно изучали В.С.Мухина, Л.С.Выготский, В.А.Крутецкий, Н.И.Новикова, М.В.Гамезо, М.В.Матюхина и др
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью .
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребёнка. С одной стороны у младших школьников, особенно у первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни .
Младший школьник может проявить сочувствие при чьём-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причинённой его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д.
Подобная зыбкость нравственного облика маленького школьника, выражающаяся в непостоянстве его нравственных переживаний, непостоянном отношении к одним и тем же событиям, связана с тем, что нравственные положения, которые определяют проступки ребёнка, не имеют ещё достаточно обобщённого характера и ещё в недостаточной мере стали устойчивым достоянием его сознания.
Вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживания стыда, раскаяния, иногда страха. Конечно же, при этом ребёнок 6-12 лет не может осознать всё значение своих прав, но понять, что он, как всякий человек, имеет права, он может. Это может поднять в нем чувство личности .
Развитый младший школьник знает доступные его пониманию нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребёнок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Однако, знание норм поведения само по себе ещё не обеспечивает нравственного развития личности. У ребёнка в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребёнок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, ощущение дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое и называется хорошим воспитанием. Школьник уже может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях.
В процессе нравственного воспитания у ребёнка вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребёнок реагирует на любое проявление асоциального поведения взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилось правильное отношение к пороку, хулиганству и хамству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть плохим.
Младший школьник может быть вежливым и при этом испытывать удовлетворение от своего поведения. Однако вежливое поведение может иметь многозначную мотивацию. В одном случае он может действовать по велению сердца, в другом – по долгу, в третьем он может работать на публику, ища восторга у взрослых. Именно ради такой оценки ребёнок может нарочито демонстрировать свою воспитанность. В то же время вежливые формы поведения ребёнок может использовать как ключ к решению своих ситуативных проблем, как волшебное слово, которое открывает дверь ко многим радостям жизни. Следовательно, за вежливостью ребёнка предстоит рассмотреть мотивы этой вежливости и строить отношения в зависимости от качества мотивов. В младшем школьном возрасте ребёнок в действительности может быть ориентирован на сам поступок. Именно тогда, когда в нравственном поступке ребёнок черпает для себя удовлетворение, его нравственное развитие идёт правильным путём .
Когда ребёнок попадает в новые для него условия воспитания – в школу, он сразу понимает, что это совершенно исключительная ситуация, требующая от него строгого самоконтроля в системе новых правил. Он подходит к осознанию своих обязанностей, своего долга, своего человеческого надо. В младшем школьном возрасте чувство ответственности за себя начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика.
Ответственность представляет собой способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам. Она пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга и должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. По мере развития ответственности у ребёнка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.
Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребёнка, индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда эта потребность приобретает личностный смысл, у ребёнка появляется ответственность как черта личности. Постепенно через общение со взрослыми и сверстниками, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают ответственность за себя и свои поступки.
В младшем школьном возрасте ребёнок, взаимодействуя с хорошо знакомыми сверстниками, может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать своё мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это не постоянная линия поведения младшего школьника, а возможность, проявляющаяся лишь в исключительных случаях. Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книгам и ориентируясь на эмоциональное отношение взрослых, ребёнок усваивает не только информацию, но и её оценку взрослыми. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру. Через внешнее подражание или внутреннее глубинное проникновение в явление ребёнок открывает для себя палитру новых человеческих эмоций и чувств. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства.
Очень важно также ещё одно значимое для развитой личности чувство – это сопереживание другому. Сопереживание – это переживание чего-либо вместе с другим (другими), разделение чьих-либо переживаний; это и действие по отношению к тому, кому сопереживают. Развитая способность к сопереживанию включает в себя весь диапазон этого состояния: во-первых, это сострадание (жалость, возбуждаемая несчастьем другого человека) и сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого); во-вторых, это переживание чувства удовлетворения радостью и успехом другого.
Сопереживанию ребёнок учится через механизм подражания – следование какому-либо образцу, осуществляемое через копирование поведения и чувств. Действия, поступок, мимика, пантомимика воспроизводятся на основе физиологических механизмов. Подражание чувствам происходит на основе как физиологических, так и психологических механизмов. Сопереживанию ребёнок учится через подражание внешним проявлениям этого состояния человека и через подражание поступкам, сопутствующим сопереживанию.
Подражание действиям сопереживания, которые проявляют взрослые по отношению друг к другу, к детям, животным, приводит ребёнка к тому, что он обучается проявлять всю внешнюю атрибутику сопереживания и действительно способен испытывать приливы состояния сопереживания к другим. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся им на персонажей сказок, рассказов, стихов. Особое сочувствие ребёнка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится очень плохо.
Придя в первый класс, ребёнок сразу попадает в новые психологические условия своего существования. Во-первых, это исключительно реальные отношения, которые строятся по поводу учебной деятельности. Во-вторых, эти отношения учебной деятельности вольно или невольно ставят ребёнка в ситуацию, когда он вынужден сравнивать себя с другими, с их успехами в учебной деятельности, прилежанием и поведением. По указанным причинам вежливость, ответственность, способность к сопереживанию и другие нормы поведения получают своё интенсивное развитие в новых условиях и являются ключевыми качествами для воздействия воспитательного процесса.
Поступление в школу ведёт не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребёнок начинает занимать новое место внутри общественных отношений: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребёнку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
Таким образом, нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Необходимо следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. Современные дети очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям, это необходимо учитывать в воспитательной работе с ними.
Становление младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности. В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых создают благоприятные предпосылки для формирования высоко нравственной личности.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств