Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики
Одна из целей, которая поставлена перед Россией государственным уровнем – занять высокие места в мировых рейтингах школьного образования. Одной из важнейших задач является формирование функциональной грамотности, а также естественнонаучная. В большинстве случаев педагоги, даже не имеющие никакого отношения к понятию «естественно-научной грамотности», интуитивно предлагают ребятам решать задачи из жизни. Важно, чтобы обучение системно велось.
Естественно-научная грамотность является целью естественнонаучного школьного образования.
Естественно-научная грамотность – это единство знаний, умений и позитивной ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и готовности личности использовать имеющиеся естественно-научные знания для решения теоретических и практических задач в учебной, практической и любой другой деятельности обучающегося. Говоря проще, это естественно-научные знания в действии.
Создание позитивного отношения к науке можно считать главной целью формирования естественно-научной грамотности в школе: важность науки в жизни, заинтересованность в решении проблем обеспечат мотивацию учеников к процессу обучения.
При разработке заданий по естественно-научной грамотности по физике учитываются два вида знания: знание процедур и знание содержания. Перечень процедурного знания отражает перечень приемов научного познания. К ним относятся знание методов научного познания (наблюдение,
эксперимент, измерение); моделирование явлений и процессов; проведение
прямых и косвенных измерений; выбор условий проведения опытов; выбор
способа измерений, представление и интерпретация данных; точность
измерений и способы уменьшения погрешности; знание правил безопасного
труда при проведении исследований.
Начиная с первых уроков физики у школьников должно формироваться
представление об этапах метода научного познания: наблюдение явления и установление закономерностей явления; выдвижение гипотезы для объяснения закономерностей; создание модели явления и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы; открытие физических законов или создание физической теории; объяснение других явлений на основе открытого закона или выдвинутой теории.Важнейшей задачей при изучении физики в основной школе является освоение обучающимися умений проводить прямые и косвенные измерения на реальном лабораторном оборудовании и записывать результаты измерений с учетом абсолютной погрешности.
С чего можно начать обучение естественно-научной грамотности у обучающихся?
Практиковать речевую разминку.
Учитель, разговаривая с детьми на отвлеченные темы первые 2-3 минуты урока, научит их формулировать вопросы и настроит на коммуникацию
Метод проектов.
На уроках физики можно использовать следующие типы проектов:
1. творческие проекты - проявление и развитие своих способностей;
2.ознакомительно-ориентировочные, предполагающие аналитическую работу с информацией;
3. практико-ориентированные (прикладные) изготовление нужных и полезных для окружающих вещей.
4. исследовательские проекты.
Опыты и эксперименты.
Эффективным средством формирования естественнонаучной грамотности является проведение опытов и экспериментов, методов исследования в управляемых условиях.
Кроме реальных опытов и экспериментов можно использовать задания с их описанием.
Использовать цифровые ресурсы.
Детям нравится, когда на уроке применяются нестандартные средства. Посмотреть обучающее видео, затем сделать задания и обсудить их можно с помощью различных цифровых ресурсов, которые используют педагоги в своей работе.
Естественнонаучная грамотность является основным компонентом функциональной грамотности, способствующим использованию обучающимися научных методов при изучении окружающего их мира. Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся может быть обеспечено успешной реализацией ФГОС, то есть за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
В заключение я хотела бы отметить, что формирование функциональной грамотности является необходимой работой в силу появления новых технологий, новых профессий, экономических областей и социально-психологических изменений самого человека, Первым приоритетом было обеспечение конкурентоспособности российского образования и гармоничного воспитания социально ответственного человека.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат