Технология социализации старшеклассников с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
В наше время особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни путём получения определённого объёма знаний об обществе и умения достойно жить в нём, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Поэтому процесс социализации необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают жизненные ценности и нравственные понятия.
В нашем учреждении развитие социальных навыков детей с интеллектуальными нарушениями решается путём определённого построения учебно-воспитательного процесса, в котором выделяется два основных направления:
Формирование предметно-профессиональных навыков.
Формирование социально-психологических навыков.
Проблемы первого направления решаются путём включения в учебный план школы-интерната специальных учебных предметов. Это в первую очередь уроки социально-бытовой ориентировки, на которых
- у детей формируются бытовые трудовые умения: организация питания, уход за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т. д;
- формируются экономико-бытовые навыки, умение планировать бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений;
- формируются навыки культурного поведения, умения общаться с окружающими.
Также предметно-профессиональные навыки формируются с помощью трудового обучения. Трудовая подготовка в школе-интернате осуществляется по следующим направлениям:
- швейное дело;
- рукоделие;
- деревообработка;
- столярное дело;
-тепличное дело.
Освоение знаний, умений и навыков по данным профилям даёт возможность воспитанникам овладеть более сложными видами труда в дальнейшем.
Также успешному развитию трудовых навыков у обучающихся старших классов способствуют занятия во внеурочное время общественно полезным трудом: уборка закреплённой территории, посещение кружковых занятий, где дети занимаются разнообразным ручным трудом.
Включение детей в трудовые отношения осуществляется с учётом их психофизических особенностей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Это формирует личностные качества детей: терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и самокритичность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.
Формирование социально-психологических навыков включает мероприятия, направленные на организацию социальной среды развития, общения и личностного становления.
На протяжении всего учебного года ребята участвуют во всех общешкольных делах и мероприятиях. (Веселые старты, подвижные игры. «Новогодний маскарад». «Святочные колядки». Спортивные состязания, приуроченные к 23 февраля. День 8 Марта! «Проводы зимы», «Масленица». Квиз – интеллектуально-развлекательная игра. Мастер класс по изготовлению расписных пряников. Мастер-класс по изготовлению открыток при участии «Молодежки ОНФ». Патриотический концерт в рамках государственной программы «Доступная среда», приуроченный 9 мая. Серия тематических профориентационных уроков, приуроченных 9 мая, «Военные врачи на службе Родине». Просветительское мероприятие, приуроченное ко Всероссийскому дню защиты правовой помощи «Наши права» и многое другое.
Обучающиеся участвуют не только в школьных конкурсах, но и в республиканских мероприятиях (Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», инклюзивный фестиваль «Мы есть!», городской фестиваль творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «Я радость нахожу в друзьях». Ребята участвуют в спортивных мероприятиях, занимают призовые места (Республиканский фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди лиц с ОВЗ и инвалидов на призы главы Хакасии, Республиканские соревнования по настольному теннису, шахматам, шашкам, лёгкой атлетике, футболу и мини-футболу, дартсу, стрельбе из пневматической винтовки). Принимают участие в турнирах по адаптивным видам настольных спортивных игр, приуроченных к Всероссийской недели глухих.
Приобщение воспитанников к спорту через участие в соревнованиях школьного, регионального уровней является средством реабилитации, оздоровления, адаптации и терапии организма наших обучающихся. Ребята с удовольствием посещают школьные спортивные секции. Целью работы коллектива школы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни является обучение подростков способам поддержания и сохранения здоровья, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
В старших классах особое внимание уделяется профилактике вредных привычек через организованные мероприятия:
- классный час «Вредные привычки» с демонстрацией видеофильмов;
- беседы школьного врача о гигиене девочек (мальчиков).
Наши ребята участвуют в различных акциях (Всероссийская акция «Лыжня России», акция по сбору гуманитарной помощи, Всероссийская акция «Знамя Победы», Всероссийская акция «Женское лицо Победы», Всероссийская акция «Свеча памяти», Акция «Береги планету! Ведь другой на свете нету», «Шьем для Победы» (пошив балаклав, носков, перчаток для мобилизованных солдат в СВО)
Ребята школы-интерната посещают музеи, театры, городские библиотеки, участвуют в проекте реабилитации «Катаемся для здоровья» для детей с инвалидностью и ОВЗ (Горнолыжный комплекс «Сюгеш»), выезжают на экскурсию в конноспортивный клуб «Рыжая лошадь» и т.д.
Воспитанники школы-интерната имеют возможность общаться с представителями различных организации и учреждений. Встречаются с представителями Госавтоинспекции, представителями из комиссии по делам несовершеннолетних, с уполномоченным по правам ребёнка в РХ, волонтёрами, друзьями и спонсорами школы, Проводятся Уроки мужества «Герои нашего времени», «Геноцид народов не должен повториться» и др.
Также проводим экскурсии в образовательные учреждения, в которых наши выпускники могут получить профессиональное образование. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию повара, швеи, штукатура-маляра, ландшафтного дизайнера.
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков детей, позволяет расширить кругозор и круг общения воспитанников.
Изучение особенностей социальной адаптации и интеграции наших выпускников в «большую жизнь» даёт возможность прогнозировать содержание учебно-воспитательного процесса, чтобы наши воспитанники за время обучения в школе-интернате получили опыт полноценной жизни – жизни человека, способного занять достойное место в обществе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат