РАЗВИВАЕМ МОТОРИКУ РУК - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (консультация для родителей)
Ковальчук Елена Георгиевна, воспитатель, МБДОУ №86, г. Белгород
Родионова Марина Александровна, воспитатель, МБДОУ №86, г. Белгород
Горбунова Валентина Васильевна, воспитатель, МБДОУ №86, г. Белгород
Аннотация: Данная статья предназначена для родителей дошкольников и представляет собой перечень советов и рекомендаций по развитию у детей мелкой моторики рук, как условие успешного развития речи ребенка.
Полноценная речь - необходимое условия успешного обучения в школе.
У ребенка плохо развивается речь. В каждой семье к этому относятся по разному. Одних это сильно тревожит, а другие родители спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем ребенок догонит сверстников и заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира и подавляет его эмоционально-психическое состояние. Поэтому нужно помочь ребенку и использовать все способы для активизации речи, чтобы решить успешно эту серьёзную проблему.
Важно понять, что ребенок, имея сформированный мозг и слух, никогда не заговорит без речевого окружения. Значит, прежде всего, нужно постоянно разговаривать и обсуждать с ребенком всё, что его окружает, а также развивать мелкую моторику, тонкие движения пальцев рук.
Многие мамы и бабушки лишают своих детей возможности проявлять самостоятельность. Так, например, в одевании нужно давать возможность застёгивать пуговицы, кнопки, молнии, завязывать шапки и шнурки, сопровождая не большим стихотворным текстом, не торопится и не считать своего ребёнка слишком маленьким. Вроде бы бытовые умения, не имеют ни какого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для неё базовыми, так как формируют ручную умелость ребёнка.
Манипуляция предметами, хорошее упражнение для рук, поэтому среди игрушек должны быть пирамидки, матрешки, строительный материал, мозаики, машинки, конструкторы, пазлы. Полезна будет игра с мешочком, в который вложены разные предметы. Ребёнок должен будет взять в руку предмет и не доставая его, описать свои ощущения и назвать его.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, при этом не забывать хвалить ребенка.
Советую не упустить возможность побывать на кухне и познакомить ребенка с различными продуктами, самим процессом приготовления пищи. Пусть помогает перебирать горох, гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу. Учите размешивать, отливать, подливать или переливать. Важно научить правильно, держать ложку и вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке. Дайте возможность раскатать тесто скалкой, слепить, что - либо из кусочка теста, разложить начинку.
Скоро наступит зима и под рукой окажется другой материал-снег. Для этого у ребенка должна быть своя лопата, ведёрко, савок. Перед ребёнком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания снежков, строительства башни, крепости или снежного городка. Можно работать лопатой, разгребать и сгребать снег, расчищать дорожку, а также рисовать на снегу так же, как и на песке.
Не нужно забывать и об использовании настольных игр, лепке, рисовании, вырезании ножницами, а также массаже и специальных играх-упражнениях для развития моторики рук.
Из всего перечисленного лепка является одним из сильнейших и полезнейших занятий для ребенка. Ребенок не только видит то, что создал, но трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Воспроизводя тот или иной предмет у ребенка развиваются руки и пальцы, а следовательно развивается речь.
Постоянная работа по развитию мелкой моторики влияет не только на развитие речи, но и положительно сказывается на познавательных процессах: восприятия, памяти, мышления, внимания, а также постепенно готовит к овладению навыкам письма.
Все эти рекомендации требуют совсем немного времени, а результат не заставит себя долго ждать. Основы, закладываемые в младшем возрасте, помогут ребенку в дальнейшем избежать проблем в школе и во взрослой жизни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат