Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование и развитие навыков самостоятельной домашней работы обучающихся по классу фортепиано в ДМШ. Работа №59852

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование и развитие навыков самостоятельной домашней работы обучающихся по классу фортепиано в ДМШ
Работа:

Формирование и развитие навыков самостоятельной

домашней работы обучающихся по классу фортепиано в ДМШ

 

Коткина Е.Г., преподаватель

МБУ ДО ДМШ № 2 города Иркутска

12.11.2023 г.

 

Роль преподавателя в процессе обучения в детской музыкальной школе очень велика, однако преподаватель и обучающийся находятся в сотворчестве друг с другом.

Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной игре – сложней и многогранный процесс, который включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное, эстетическое, развитие обучающегося. Процессы обучения и воспитания должны составлять органическое единство. Обучая ребенка музыке, преподаватель воспитывает в нем мировоззрение и моральные качества, волю и характер, эстетический вкус и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать, наконец, заботу о здоровье и физическом развитии ученика.

Музыка является средством лечения души и тела. Вот некоторый перечень воздействия музыкальных занятий на человека, ведь музыка:

- влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;

- замедляет и уравновешивает волны мозга;

- маскирует неприятные звуки и ощущения;

- снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;

- регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

- активизирует иммунную систему;

- улучшает память и обучаемость;

- повышает производительность труда;

- развивает упорство.

Все это неоднократно экспериментально доказано ведущими учеными, врачами, педагогами.

Музыка – искусство, которое не может существовать вне времени. Для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения. Впоследствии такая работа бывает необходима только при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических мест.

Когда ребенок разучивает пьесу, то зачастую спотыкается на каждом шагу. Преодолеть это сопротивление, выйти из-под власти нот – а значит сделать так, чтобы интервалы, аккорды, метроритм перестали быть главными в музыкальной деятельности. «Преодолеть ноты» - значит сделать так, чтобы исполняемое произведение отражало не язык своей записи, а представляло бы некоторое художественное явление. Звуки должны быть не только физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту, тембр.

Внешне создается впечатление, что играть на инструменте легко и просто – это лишь кажущаяся простота. На самом деле ребенок, севший за инструмент, должен решить одновременно множество задач:

- грамотно исполнять музыкальный текст (правильно прочитать ноты в разных ключах и октавах, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуру, нюансировку, решая задачи метроритма, темпа);

- учитывать правильное соотношение мелодии и аккомпанемента;

- слушать, интонировать и «петь пальцами» музыкальные фразы и предложения;

- постоянно следить за координацией движений тела при игре на инструменте;

- соблюдая все задачи, никогда не забывать, что они являются лишь техническими средствами для создания и воспроизведения музыкальных образов.

Очевидно, что задач при игре на фортепиано множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность, каждая требует определенной последовательности в изучении и времени на практическое усвоение за клавиатурой.

Задача преподавателя ДМШ в умении заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимые усилия ученика станут его потребностью. Преподаватель при этом должен постоянно развивать навыки самостоятельной работы обучающегося, так как кроме знаний, полученных в классе, обязательна тщательная работа ученика дома. В правильной организации домашней работы ребенку очень необходима помощь родителей, особенно если он младшего школьного возраста.

Индивидуальное обучение в классе фортепиано – это развитие художественного мышления, умения понимать музыку, выявление и развитие лучших способностей ученика, а также обучение – передача знаний, умений и приемов исполнительского мастерства ребенку. При этом очень важен контакт обучающегося и преподавателя в процессе обучения, что является одной из составляющих успеха ребенка.

Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребенка 6-8-ми лет еще не полностью сформировано. Поэтому в домашней работе за инструментом нужно в первую очередь ориентироваться на образное мышление, развитие которого является одним из ведущих принципов музыкального обучения. Поскольку любое музыкальное произведение всегда несет в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и домашние занятия.

Этот принцип подготовки домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении работа за фортепиано может продолжаться 15-20 минут в промежутках между двумя школьными предметами. Такой режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашнюю работу. Если родители действительно заинтересованы в занятиях своего ребенка, то они обязательно помогут ему установить наиболее щадящий график домашней работы. Тогда обучение пойдет наиболее гладко, интерес ребенка к музыке не пропадет, а будет приносить радость.

Родители часто задают вопрос: «Как ребенок должен заниматься дома?» С самых первых занятий надо уяснить очень важный момент проигрывание пьес от начала до конца это не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных звуков и исполняются каждой рукой отдельно, проигрывание подобных пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл. В дальнейшем работу над музыкальным произведением надо начинать с прослушивания, беседы о характере и содержания пьесы, создания исполнительского образа. Дальше нужно вычленить отдельно технически сложные места, аппликатурные позиции, ритмические рисунки для их понимания и усвоения. Зачастую для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счетом вслух.

Таким образом, самостоятельная работа ребенка – это комплекс способов самостоятельных действий, направленных на работу обучающегося дома, при подготовке домашнего задания. Задания преподавателя должны требовать от ученика сознательных усилий, должны побуждать ребенка думать, поэтому важно, чтобы задания были понятны обучающемуся.

В воспитании самостоятельности ребенка важно:

- помочь обучающемуся в организации режима дня, несмотря на загруженность в общеобразовательной школе. Стараться не откладывать приготовление урока на последний день;

- в занятиях ребенок должен не просто играть, а решать определенные задачи. Работу с «трудными» местами произведений ставить на первое место;

- обучающийся должен научиться не слушать, а слышать музыку при работе над своими произведениями.

По окончании урока преподаватель обязательно должен подвести итог, оценить домашнюю подготовку обучающегося и его работу в классе. Обязательно нужно отмечать положительные моменты, даже если на уроке было много недочетов в исполнении произведений, так у ребенка будет сохраняться стимул для дальнейших занятий.

Виды уроков в процессе обучения могут быть различными – для достижения наиболее хороших результатов:

- урок, направленный на приобретение новых знаний и навыков на различном музыкальном материале;

- урок, направленный на приобретение умения самостоятельности в обучении; при этом нельзя требовать от ребенка того, чему его не учили;

- урок, направленный на углубление и шлифовку исполнительских навыков ученика; при этом важно, чтобы урок завершился исполнением произведения целиком;

- проблемный урок – создание условий для того, чтобы ребенок сам нашел способ решения технических или исполнительских проблем; такие уроки несомненно положительно скажутся в самостоятельной подготовке обучающегося.

Личность преподавателя, его эмоциональность, темперамент, творческая активность – играет важнейшую роль. Однако, без помощи родителей на начальном этапе обучения ребенку будет сложнее – участие и контроль со стороны взрослых необходим.

В семье ребенку обязательно нужен взрослый, который поможет организовать занятия по времени, создаст нужную обстановку для выполнения домашнего задания и даже для домашнего концерта, где можно продемонстрировать свои достижения.

При этом активность детей – это непременное условие их обучения и развития как личности. Ребенок должен в своей самостоятельной работе постепенно формировать свое отношение к нотному тексту, где важны несколько моментов:

- прочтение нотного текста;

- чтение с листа;

- работа над аппликатурой;

- координация движений;

- формирование метроритмических представлений;

- осмысление структуры музыкального произведения;

- особенности выбора темпа исполнения произведения при его разучивании;

- умение слушать и слышать себя, как необходимое условие в воспитании самостоятельности;

Поэтому обучая и воспитывая ребенка, необходимо объединить усилия всех субъектов образовательного процесса преподавателей, детей и их родителей. А основное условие самостоятельной работы – это большое желание ребенка к самосовершенствованию!

 

 

Список использованных источников

1. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты ХХI век, 2004, с. 437-443.

2. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Учебно-методическое пособие. – М.: Музыка, 1963 – 157 с.

3. Натансон В.А. Вопросы музыкальной педагогики. Методическое пособие. – М.: Музыка, 1984. – 133 с.

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988. 187 с.

5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика-XXI, 2002. 176 с.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×