Бирюкова Елена Михайловна
МБОУ «Лицей №40 при УлГУ»
г. Ульяновск
Культура речи педагога.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно, т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. Что же такое Культура речи?
Однозначного понимания термина не существует.
Профессор Л.И. Скворцов дает определение, согласно которому «Культура речи» – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности и нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.
Т.е становление профессионально-этических норм общения учителя с учащимися, выработка у него правильной педагогической позиции - процесс длительный. Однако практика показывает, что целенаправленная работа в этом направлении позволяет повысить общий уровень культуры общения будущего учителя с окружающими.
Учителю нужно хорошо владеть секретам спокойной, правильной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Особенно это надо учителю. Наша речь - важная часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашего ума, души. Что бы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится. Всегда надо выступать с добрых позиций.
Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.
Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
Рядом психологов и методистов используется термин «стиль педагогического общения» – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:
1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль «деспота», «диктатора»);
2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить «сделку» с учениками);
3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться);
4) общение дружеского расположения (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);
5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).
Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.
Список литературы:
1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1996
2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1998
3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1998
4. Ю.Азаров. Искусство воспитывать. М, 1997
5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1995
6. Я.Котигер, В.Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1997.
7. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - 5-е изд. - М., 2003 г.
8. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 2000 г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат