«От разнообразия форм работы по экологическому воспитанию к качеству дошкольного образования»
Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ
Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому себе. Поэтому хочется сказать: "Человек. Помни, что ты часть природы, не царь, не Бог, а лишь частичка. Травинка среди бескрайнего луга, песчинка среди бесконечной пустыни, капелька в огромном океане".
Всю жизнь мы учимся жить в гармонии с окружающим миром, и основы такого существования закладываются именно в раннем детстве. Тогда впервые из уст взрослого ребенок слышит такое странное незнакомое слово - экология. Как же его понять маленькому человеку?
Экологическое воспитание дошкольников включает в себя несколько направлений. С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. В части интеллектуального развития – формирование системы экологических чувств, знаний и представлений. Так же, экологическое воспитание включает в себя и развитие эстетических чувств, таких как способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Мы считаем, что именно последнее наиболее доступно для детей всех возрастов, так как чувствуем мы с рождения и каждое явление действительности вызывает у нас определенные эмоции. Что же касается детей старшего возраста, то нравственное и интеллектуальное развитие с пятилетнего возраста определенно начинает преобладать в мышлении детей. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает сформировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.
Для формирования экологической культуры у ребенка дошкольного возраста в группе должны создаваться условия. Прежде всего это развивающая среда.
Совместными усилиями родителей и воспитателей можно создать экологическое пространство (центр экологии), которое поможет дошкольникам на практике знакомиться с природными явлениями и объектами, более продуктивно применять полученные знания и умения в жизни.
Оформление прихожей и группы всегда должно соответствовать времени года или предстоящему событию.
Необходимо приучать детей самостоятельно вести календарь природы. Отмечать свои наблюдения, размышлять над изменениями, принимать решения, как нужно одеться на прогулку и возможна ли она.
Важной задачей является формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями. Поэтому прогулка — лучший источник решения такой задачи в условиях города. Здесь возможны и экспериментирование с живой, и неживой природой, определение их свойств и возможностей — песок, вода, камни, земля, растения, насекомые; и наблюдения за деревьями, птицами, насекомыми, животными. Изучая местную флору,дети любят играть в такие дидактические игры: «Найди и назови лекарственное растение», «С какого дерева детки?», «Найди дерево по описанию или названию».
Неоценимую помощь в экологическом образовании окажут родители, помогая обустраивать клумбы. Высаживая цветы, они своим примером покажут, как важно заботиться о красоте окружающего мира. Желая им подражать, дети с удовольствием будут ухаживать за цветами на клумбе, ведь это мама посадила, учась созидать не срывая.
Так за лето можно создать альбом «Цветы нашего участка», благодаря которому дети запомнят названия и внешний вид садовых цветов, их семена, особенности роста.
Если взять мир насекомых, то экологическая сказка оградит многих существ от выдергивания лапок, крылышек, ведь детьми в таких случаях движет не злоба, а обычный интерес — что будет? Сказка помогает увидеть мир глазами маленького существа, переживать с ним, решать проблемы. Так детям нравятся сказки:
"Как гусеница бабочкой стала"
"Как муравьишка домой спешил"
"Путешествие на паутинке"
"Капелька для голубого цветочка"
"Колыбельная для травинки"
Сопереживание, умение поставить себя на место другого побуждает детей к обыгрыванию — играм-драматизациям, сюжетно-ролевым играм «Осень в лесу», «Как ежик за грибами ходил», «Ледяная морковка». Стимулом для таких игр часто являются интересные атрибуты.
Так как эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях, то одним из таких средств является проектная деятельность.
Использование технологии проектирования помогает нам в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. Кроме того, эффективная система экологического образования в рамках ФГОС должна быть основана на интегрированном подходе, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разнообразные виды деятельности ребенка.
Для формирования основ экологической культуры у дошкольников должна разрабатываться система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй. Так мы разработали рекомендации по всем тематическим неделям и экологии, в частности. Родителям мы предоставляем материалы, куда можно сходить с ребенком в выходные, какую книжку прочитать, за чем понаблюдать, какой опыт поставить в домашних условиях. Наши родители постоянные участники акций и конкурсов, помогают в изготовлении дидактических и настольных игр. В будущем планируем подключить их к работе над индивидуальными проектами, что будет весьма актуально и полезно детям, когда они пойдут в школу. Ведь детский сад - только начало длинной дороги, имя которой ПОЗНАНИЕ.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат