Колмогоров Евгений Викторович.
Учитель истории и руководитель школьного музея МБОУ Ширинская СШ №4 имени героя Советского Союза А. Е. Толмачёва.
Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира.
«Использование экспонатов школьного музея на уроках истории»
Из опыта работы.
История как учебная дисциплина становится всё более популярной среди учащихся при выборе предметов для сдачи ЕГЭ. Некоторые задания вызывают затруднения среди определённых категорий учеников. К таким заданиям можно отнести задания №14 и №15, в которых нужно работать с иллюстрациями медалей, орденов, монет, марок. Учащиеся, привыкшие мыслить творчески, как правило, и испытывают затруднения при решении этих заданий. Помочь таким детям справиться с подобными затруднениями можно через работу с экспонатами школьного музея.
Во многих школьных музеях имеются экспонаты, с помощью которых можно не только научиться решать выше озвученные задания, но и расширить границы познания, дать учащимся возможность развить свои творческие способности, научиться мыслить более широко. Работу с такими экспонатами можно включать в обычный урок истории, а можно проводить отдельным занятием.
Целью подобных музейных уроков является не только более глубокая подготовка к ЕГЭ через решение некоторых заданий из КиМов, но и развитие навыков критического и креативного мышления.
Основная идея заключается в получении новой исторической информации при работе с музейными экспонатами, используя навыки критического мышления.
Обучающиеся в ходе занятия получают возможность развить навыки креативного и критического мышления и научатся творчески подходить к решению заданий №14 и №15 ЕГЭ по истории.
Как это выглядит на практике?
Урок: «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»
В процессе урока учащимся предлагается изучить две медали (медаль «За победу над Германией» и медаль «За победу над Японией»). Надписи на аверсе и реверсе медалей закрыты, чтобы вызвать интерес к дальнейшей работе с этими экспонатами.
После первичного изучения медалей, учащимся предлагается сформулировать вопросы, которые у них возникли при изучении медалей.
Можно использовать технику «Вопросы»
Примерные вопросы, которые могут быть сформулированы:
Кто изображён на медалях?
Чем похожи медали?
Чем не похожи медали? (в чем различие)
Почему профили изображённого на медалях человека смотрят в противоположные стороны?
Учитель контролирует процесс работы и помогает учащимся сформулировать нужные вопросы.
Далее учащиеся формулируют ответы на свои вопросы.
Кто изображен – И. В. Сталин
Чем похожи медали - на медалях изображен профиль И. В. Сталина, медали одинаковые по размеру и дизайну, изготовлены из одного и того же материала (латунь), покрыты позолотой.
Чем не похожи медали (в чем различие) – профиль И. В. Сталина на медалях развернут в противоположные стороны.
Подсказка:
Учитель задает дополнительные наводящие вопросы:
Чем знаменит человек, изображённый на медалях?
К какому периоду правления И. В. Сталина относятся медали?
Чему могут быть посвящены медали?
После получения ответов на поставленные вопросы:
Чем знаменит человек, изображённый на медалях? – руководитель партии и государства в 1925-1945 годах
К какому периоду правления И. В. Сталина относятся медали?
(если возникают затруднения при формулировке ответа на вопрос, открываются надписи на аверсе медали «За победу над Германией» - «Наше дело правое. Мы победили») – 1941-1945 годы.
Чему могут быть посвящены медали? - Победа в Великой Отечественной, Второй Мировой войнах.
После этого возвращаемся к главному вопросу – Почему на медалях профили И. В. Сталина развернуты в противоположные стороны?
Далее используется приём «Мозговой штурм»
Выслушиваются и записываются все предположения. Учащиеся, используя знания исторического материала и логику, пытаются обосновать свои предположения. Далее открывается надпись на аверсе медали «За победу над Японией» - надпись «За победу над Японией».
Потом можно открыть надписи на реверсах медалей – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» и «3 сентября 1945 года».
На этом этапе я обычно подключаю ещё несколько экспонатов музея, в частности Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего за войну с Японией. В нашем школьном музее имеется три такие благодарности. При внимательном изучении текста благодарностей учащиеся акцентируют внимание на том, что война с Японией проходила на Дальнем Востоке.
В итоге, учащиеся должны сформулировать ответ на ключевой вопрос – «профиль И. В. Сталина на медали «За победу над Германией» повёрнут на Запад, символизируя то, что победа в Великой Отечественной войне была одержана на Западе. Профиль И. В. Сталина на медали «За победу над Японией» повернут на Восток, символизируя то, что победа над Японией была одержана на Востоке.
В качестве домашнего задания можно сделать следующее:
Задание выдаётся на отдельных листах, с изображением аверса изученных медалей.
Рассмотрите изображение на медалях и выполните задание:
Какие суждения о медали, изображённой на рисунке, являются верными?
Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Среди участников войны, отмеченных этими медалями, был и сам И. В. Сталин.
2) Война, которой посвящена вторая медаль, закончилась раньше войны, которой посвящена первая медаль.
3) Кроме этих медалей существовала ещё одна похожая по дизайну медаль, выполненная из меди и вручавшаяся за доблестный, ударный труд во время Великой Отечественной войны.
4) Мирный договор, завершивший войну, которой посвящена вторая медаль, был подписан в Берлине.
5) Война, за победу в которой вручалась первая медаль, закончилась ядерной бомбардировкой двух городов.
Опираясь на базовые исторические знания и используя навыки критического мышления, учащиеся приходят к выводу, что это Михаил и Николай Романовы, а событие – это 300-летие династии. Такого обоснования будет достаточно для правильного ответа.
Ссылки на Интернет-ресурсы:
https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2018/10/01/8-texnik-kreativnogo-myshleniya-yashhik-idej-kasha-metafor-i-metod-uolta-disneya/
- 8 техник креативного мышления.
http://www.lib.unn.ru/students/src/kolesova1.pdf
-
Креативные
техники. Введение в
социокультурную
проблематику.
https://knife.media/creative-vs-critical/ - Что делать, чтобы прокачать
креативное
мышление, и как ему помогает критическое
https://blogg-teacher-of-histiry.blogspot.com/p/11.html
- сайт учителя истории и обществознания Колмогорова Е. В. (презентация «Награды СССР»)
https://blogg-teacher-of-histiry.blogspot.com/p/blog-page_91.html
- сайт учителя истории и обществознания Колмогорова Е. В. – вкладка «Экспозиция школьного музея»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат