Рисование с элементами экспериментирования.
Цель: Организация познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи:- Вызвать интерес к осенней тематике, закреплять умение выделять существенные признаки и связи осеннего времени года.
- Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, обогащать знания и опыт детей, развивать любознательность.
- Развивать самостоятельную активность и поисковую деятельность детей, учить делать выводы.
- Обогащать художественный опыт детей.
Материалы: литы а4 белого цвета с контурами листьев, соль, сахар, цветные карандаши, акварель, манка, клей пва в тюбиках с острым наконечником, листья разных деревьев (березы, дуба, клена), тазик с водой, лупы, микроскоп, бумажные салфетки.
Ход занятия: Ребята, послушайте, о чем сегодня будет наше занятие, послушайте.
Ах, что было,
Что случилось!
Дверь тихонько отворилась
И тихонько затворилась,
Мы судили,
Мы рядили,
Да и думать бросили:
Кто же к нам
Через порог
Кинул жёлтенький
листок -
Письмецо от осени.
Овсей Дриз
перевод Романа Сефа
- О чем было стихотворение, о чем пойдет речь?(ответы детей)
-правильно ребята. А что об осени вы знаете? Какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей)
-Правильно ребята. Я вам сегодня принесла такую коробочку, как вы думаете что в ней?
Загадка: Висят на ветке, Золотые монетки.
-Правильно, ребята, осенние листья. Раздаю листочки детям.
-давайте рассмотрим листочки? Какого они цвета( ответы детей)
А как вы думаете, какие листочки падают на землю быстрее большие или маленькие, желтые или красные? Эксперимент 1. Давайте проверим практическим путем? Раздаю листочки большие и маленькие каждому ребенку . На счет 3 бросаем листочки. Так какие листочки падают быстрее?(Ответы детей)
Эксперимент 2 показывает нам что цвет на скорость не влияет. И желтые и красные падают одновременно. Правильно ребята!
А что можно сказать глядя на листочки? (Ответы детей)Правильно .С какого дерева листочки., какого цвета.
-А можно ли понять молодой листок или старый глядя на него ? (ответы детей)
-правильно. Зеленые листики-молодые, коричневые -старые. Жухлые их еще называют.
Эксперимент 3Давайте посмотрим а тонут ли листочки в воде? Давайте проверим опытным путем? Ребята опускают листочки и делают вывод самостоятельно.
Давайте присядем за столы и посмотрим в окно.
Как вы думаете, есть ли за окном ветер? (ответы детей) Почему вы так решили?
А как узнать в какую сторону ветер? Давайте проверим практическим путем вашу гипотезу? Возьмите листочки у вас на столе и изобразите ветер, подуйте на листочек. Какой вывод можно сделать ? (ответы детей) правильно листочек всегда летит попутно ветру.
Какими цветами бывают березовые листочки? (ответы детей) А красные, оранжевые бывают ?
Перед вами на столах стоят баночки, что в них? Потрогайте, что это? (ответы детей)Правильно манка, сахар, соль. Как вы думаете какой формы соль, сахар и манка? как мы можем это узнать? (ответы детей) Эксперимент 4. Ребята предлагают посмотреть в микроскоп или воспользоваться лупой и называют формы.
Сегодня мы с вами будем раскрашивать осенние листочки, но необычным способом.
Перед вам лист бумаги с контурами листочков. Эксперимент 5. Найдите на нем березовый листик, покажите его пальчиком. Чистой кисточкой принесите водичку на листик , распределите водичку на листе березы и с одной стороны капните желтой краской, а с другой стороны зеленой, посмотрите, как краска разбегается по листику и смешивается сама. Возьмите щепотку сахара и пока листик мокрый «подсахарите» листик березы.
Эксперимент 6. Следующий листок у вас какой, показываю контур листика? (ответы детей- дубовый.) Сейчас этот листик мы будем раскрашивать (наливаем так же водички и капаем красный цвет, оранжевый, зеленый, коричневый цвета, посыпаем влажный листик солью.
И последний у нас остается листочек. С какого он дерева? (Ответы детей)
Ребята, давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику. Разомнемся. Повторяйте за мной.
Осень, осень, приходи!(трем ладошки друг о друга зажимаем кулаки по очереди )
Осень, осень, погляди! (трем ладошки друг о друга ладони на щеки )
Листья жёлтые кружатся, (плавное движение ладонями )
Тихо на землю ложатся, (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди )
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны )
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук )
Дождик к нам в окно стучится, (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируют)
И ботинки обуваем. (топаем ногами)
Молодцы ребята!
Эксперимент 7. И вот у нас остался последний листок. С какого он дерева? Какими цветами мы можем раскрасить этот листок? Дети предлагают варианты.
Правильно ребята. Но рисовать сейчас мы будем не кистью. Мы берем сейчас клей пва и наливаем его на листок, обводим контур, очень аккуратно не нарушая формы. Заливаем всю серединку листа клеем тоже. Посыпаем листик манкой. И только теперь берем кисточку и закрашиваем лист краской (тоже капаем краской на листок) Вот такие необычные листочки у нас получились..
На сегодня это последний эксперимент. А какие у вас получились листочки вы увидите когда они окончательно подсохнут. А пока вы заканчиваете я могу вам рассказать еще интересные факты о листьях.
Факт 1 В Новой Гвинее произрастает растение путанг, кромки листьев которого настолько остры, что местные жители используют их в качестве бритвенных лезвий.
Факт 2. В Индии и на Шри-Ланке листья бананов часто используются в качестве одноразовой посуды.
Факт 3. Каждый лист пронизан множеством жилок, которые выполняют ту же функцию, что и сосуды в теле млекопитающего. Только они наполнены не кровью, а водой.
Факт 4. Усики бобовых растений вроде фасоли и гороха — это тоже листья.
Факт 5 На реке Амазонка встречаются гигантские кувшинки. Они могут выдержать вес до 40-50 килограммов. Но ногу ставить на такой лист не рекомендуется — если нагрузка придётся на одну-единственную точку, лист сразу прорвётся. Диаметр в 2 метра делает их самыми крупными листьями в мире.
Ребята, а вы знаете интересные факты о листьях? (ответы детей)Ребята рассказывают известные факты о листьях, об видоизмененных листьях-иголках, о том что листочки поворачиваются к солнышку на окне и т.д.
На этом наше занятие-экспериментирование закончено. Нам было интересно сегодня вместе.
Когда рисунки высыхают, ребята анализируют как по разному смотрятся рисунки. Листик с сахаром становится блестящим и гладким; листок с солью шершавым и блестящим, а с манкой стал ярким и шершавым.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат