Панкова Алина Романовна
студент 3 курса, физико-математического факультета
руководитель: Ситникова Людмила Дмитриевна
доцент института инновационных образовательных практик
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого»
г. Тула, Тульская область
Особенности реализации возможностей кейс-метода при профессиональной подготовке студентов IT-направлений
Аннотация: в статье раскрывается понятие кейс-метод, описываются особенности работы с кейс-методом у студентов IT-направлений, определены условия реализации такой подготовки.
Ключевые слова: кейс-метод, командная работа.
Кейс-ситуация является одним из наиболее эффективных методов при профессиональной подготовке в разных областях. Предполагаем, что будет интересно и эффективно внедрить кейс-метод в учебный процесс студентов IT-специальностей.
Педагог Долгоруков А.М. утверждает, что кейс-метод или метод конкретных ситуаций - это такая ситуация, которая требует анализа и принятия решений.
Попова С.Ю. рассматривает кейс-метод как педагогическую технологию и утверждает, что «это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений.». Главное ее предназначение – развивать способность разбирать проблему на части и находить решение для них, учиться работать с информацией: обрабатывать, отсекать лишнее, делать выводы и т.д.
Цель кейса – научить студентов анализировать проблему, вырабатывать решение, научить работать с информацией, которая поможет решить кейс, перерабатывать ее с одной формы в другую.
В целом, кейс-метод приносит большую пользу студентам при профессиональной подготовке, так как он объединяет теоретические знания с практическими навыками, подготавливая студентов и участников к реальным ситуациям, которые в дальнейшем в их будущей профессии могут произойти. Он развивает широкий спектр навыков, которые являются важными в любой работе, таких как аналитическое мышление, коммуникационные навыки, самостоятельность и умение принимать решения в условиях неопределенности.
Идеи метода конкретных ситуаций заключается:
1) В применении теоретических знаний на практике
2) В развитии творческих способностей и коллективную работу преподавателей и студентов
3) В разработке модели конкретной ситуации, которая может произойти в реальной жизни
Работа на основе кейс-метода позволяет решить следующие задачи:
1) Развитие информационной компетенции;
2) Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности и инициативности;
3) Развитие умения принимать решения, аргументировать свою позицию;
4) Развитие умения работать в команде.
Создавая кейс, необходимо тщательно изучить требования, которым он должен соответствовать. Кейс имеет четко поставленную цель, уровень трудности, актуальность, развивает аналитическое мышление, провоцирует дискуссию, имеет в своем роде несколько выходов из ситуации.
Применение рассматриваемого метода сопряжено с рядом трудностей, которые возникают как у студентов, так и у преподавателей. Это связано с нехваткой времени и имеющихся знаний для составления кейсов. У обучающихся, в свою очередь, возникают проблемы при решении кейсов, так как это новый вид деятельности, с которыми они не встречались ранее.
Поэтому, к методу конкретных ситуаций предъявляется ряд требований:
1. Соответствие целей создания кейса и решаемой задачи
2. Уровень сложности должен соответствовать уровню знаний студентов
3. Задания должны быть актуальными
4. Кейс должен представлять собой нестандартную ситуацию, которая может быть в реальной жизни
5. Результатом решения кейса должно являться практическая значимость для обучающихся
6. Кейс должен иметь несколько вариантов решения
7. Кейс должен содержать межпредметную связь
8. Наличие заданий, которые позволят осуществить, моделирование, анализ, синтез, наблюдение, мозговую атаку, эксперимент, дискуссию и т.д.
Кейс метод может быть разработан как для индивидуальной работы студентов, так и для групповой. Коллективная деятельность, в этом случае, дает возможность каждому члену команды внести свой вклад в общее дело. Но коллективная деятельность не должна перетекать в конфликт, все должно происходить в дружеской атмосфере под контролем преподавателя.
Тем самым, кейс-метод для групповой работы – это сложная система, ситуация, в которую интегрированы более простые методы познания. Для того, чтобы решить кейс в группе, необходимо обсудить, проанализировать, смоделировать ситуацию, найти проблемы, провести эксперимент.
Нами была рассмотрена классификация, предложенная Н. Федяниным и В. Давиденко:
Структурированный – дается минимальное количество дополнительной информации. При решении такого кейса студент должен применить определенную модель или формулу. У задач такого типа существует оптимальное решение.
«Маленькие наброски» - содержат как правило основные термины и при их разборе студент должен опираться на собственные полученные знания.
Большие неструктурированные кейсы – содержат, как правило, много ненужной информации, а самые необходимые для разбора информации, напротив, могут отсутствовать. Студент должен это распознать и предложить варианты решения.
Правооткрывательские кейсы – при разборе которых студенты должны не только применить уже усвоенные теоретические и практические знания, но и предположить нечто новое. Здесь студенты и преподаватели выступают в роли исследователей.
Банк учебных ситуаций представляет собой огромное количество типичных проблем, которые нуждаются в анализе и соответствующем решении. Кейсы можно разделить на следующие типы, такую классификацию приводит Бужинская Н.В.:
Ситуация-проблема. Студент должен сам проанализировать, объяснить причины ее возникновения, найти выход из ситуации или сделать вывод, что выход из нее невозможен.
Ситуация оценки ситуации. Описана ситуация и решение к ней. Задача студента - критически проанализировать принятое решение и высказать аргументы, за и против такого решения.
Ситуационная вина. Объяснить применение уже сделанного решения. Такой тип носит учебно-иллюстративных характер, пример того, как не стоит поступать.
Каждый вид кейса может использоваться в качестве практического задания при работе со студентами IT-специальностей. Для большей эффективности преподавателям необходимо работать с разными видами кейсов. Это будет интересно не только самому преподавателю, но и студентам.
Преимущества использования кейс-метода при профессиональной подготовке:
1. Практическое применение знаний: кейс-метод позволяет студентам применить теоретические знания на практике, а не только учить отдельные теоретические основы. Он помогает студентам осознать, как применять свои навыки в реальных ситуациях.
2. Развитие аналитических навыков: работа с кейсами требует анализа информации, выявления проблемы, идентификации альтернативных решений и оценки их последствий. Это развивает умение мыслить аналитически и системно.
3. Принятие решений в условиях неопределенности и ограничений: кейс-метод тренирует студентов принимать решения в ситуациях с ограниченным временем и ресурсами, с неопределенностью и конкуренцией. Это развивает стрессоустойчивость, креативное мышление и умение работать в разных условиях.
4. Развитие коммуникативных навыков: кейс-метод предполагает работу в команде, обсуждение и обмен идеями с другими участниками. Это развивает навыки коммуникации, коллективного решения проблемы и умение работать в команде.
5. Подготовка к реальным ситуациям: работа с кейсами помогает будущим специалистам подготовиться к реальным ситуациям, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. Они могут получить практические навыки и опыт, а также научиться адаптироваться к изменчивому бизнес-окружению.
Кейс-метод для студентов IT-специальностей – это хороший способ освоить практические навыки в реальном мире IT, освоить групповую работу над заданием (анализ, разработка, управление, эксперимент, исправление ошибок). Метод конкретных ситуаций требует от студентов много логической и аналитической работы. Они должны анализировать сложную проблему, выявлять ключевые факторы и принимать решения на основе доступной информации. Такой подход помогает развить критическое мышление и способность принимать информированные решения совместно со своей командой.
Обязательными составляющими элементами кейса являются:
Титульный лист. Первая страница кейса, оформляется в соответствии с установленным образцом.
Основная часть. Содержит главную информацию, проблему, которую необходимо проанализировать.
Заключение. Содержит основные выводы ситуации.
Список рекомендуемых и используемых источников.
Приложения (при наличии). В приложении содержится важная информация, которая позволит решить проблему кейса. Приложения оформляются по требованиям.
Создание кейсов для студентов IT-специальностей происходит в несколько этапов:
Подготовительный. На этом этапе конкретизируются дидактические цели, разрабатывается «конкретная ситуация», создается примерный план и график занятий, разрабатывается четкая инструкция работы с кейсом.
Ознакомительный. На этом этапе происходит вовлечение студентов, выбор для каждой группы своего кейса, обсуждение ситуаций в группах, ознакомление с графиком, планом работы и инструкцией.
Аналитический. На этом этапе происходит групповой анализ, процесс выработки решения, обсуждение, корректировка, разработка продукта, тестирование.
Итоговый. На этом этапе происходит защита своей работы, представление своих результатов аналитической работы. Студенты наблюдают, сравнивают, учатся друг у друга, задают вопросы.
В целом, кейс-метод является эффективным инструментом обучения для студентов IT-специальностей. Он помогает студентам применить свои знания на практике, развивает навыки принятия решений и подготавливает их к реальным ситуациям в этой сфере.
Список литературы
Бужинская
Н.В. Применение метода командной работы в информационно-технологической подготовке студентов вузов // Наука и перспективы. 2018. №2.
Гаджикурбанова
Г.М. Кейс-технологии в формировании научно-исследовательских компетенций будущего педагога профессионального обучения:
Дис
.
кан.пед
.наук
– Тула, 2015. 110 с.
Долгоруков А. М. Метод
case-study
как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Дата обращения 20.02.2022 [Электронный ресурс]. –
URL:http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=260
Ивлев А.
В. Комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие у студентов университета навыков работы в команде // Проблемы истории, филологии, культуры: сборник статей. Магнитогорск, 2006.
Малышева А. Д. Способность работать в команде как общекультурная готовность студентов вуза /
А.Д.Малышева
// Современные проблемы науки и образования. – 2017. - №2.
[Электронный ресурс]
Режим доступа
https://science-education.ru/article/view?id=26191
(дата обращения:
22
.03.2023)
ФГОС ВО / [Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL:
https://fgos.ru/fgos/fgos-02-03-02-fundamentalnaya-informatika-i-informacionnye-tehnologii-808/ (
дата обращения: 27.03.2023).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат