Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игре
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом в развитии воображения. В этом возрасте ребенок начинает управлять своим воображением, осваивать новые приемы создания образов. Между тем, именно игра создает условия необходимые для развития воображения.
Игра является эмоционально насыщенной деятельностью, она способна захватить внимание ребенка целиком. Мотив игры лежит в самом игровом процессе; формулой мотивации игры становится: не выиграть, а играть.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию в действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Практически все они расценивают игру как серьезную и необходимую для ребенка деятельность.
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности, как в дошкольном возрасте, так и в старшем дошкольном возрасте. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.
Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он реализует в своих играх. Наличие воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу.
Построение образов приобретает творческий, сознательный, активный характер. Ребенок не просто копирует, воссоздает жизнь такой, какая она есть, а в изображении тех или иных ситуаций, персонажей вносит много изменений, своих элементов, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием выдуманных историй (сказок, рассказов, мультфильмов).
Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер. Ребенок создает образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (в игровой деятельности) или, которые перед ним ставит взрослый.
В старшем возрасте воображение уже не требует постоянных внешних опор, может полностью протекать во внутреннем плане, т.е. в игре происходит становление воображения как собственно внутренней, психической деятельности ребенка.
В работе по развитию воображения могут быть использованы разные виды игр, доступные детям старшего дошкольного возраста.
В сюжетных играх дети, фантазируя, используют предметы-заместители и придуманные ситуации. Характер развития воображения приобретают такие показатели деятельности замещения, как:
а) самостоятельный выбор предметов-заместителей;
б) гибкость в изменении функции предметов;
в) оригинальные названия и действия;
г) критичность к замещениям партнера, которая свидетельствует о наличии своего особого видения окружающего.
Им будут интересны игры, которые приближены к реальности и понятны сюжетом: «Семья», «Больница», «Магазин». На развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста хорошо воздействуют игры, где по сюжету используются более сложные образы и ситуации: «Зоопарк», «Ферма», «Путешествие», «Снимаем кино», «Корабль». Главное в них – расширение знаний об окружающем (животных, профессиях, транспорте и т. д.), обучение игровым действиям.
По мнению Н.Ф. Волковой в свою очередь ценны и игры-драматизации (театрализованные). Придумыванию разнообразных творческих действий хорошо помогают театрализации сказок, стихов, песенок, потешек, мультфильмов. Очень полезен будет прием разыгрывания сказки или мультфильма, когда ребенок примеряет на себя роль любимого героя: зайчика из «Заюшкиной избушки», «Принцессы на горошине», «Кота в сапогах», «Красной Шапочки». В таких играх необходимо предоставить ребенку возможность комбинировать события, придумывать новые варианты, добавлять реплики героям, разнообразить личные впечатления о содержании. Поэтому образы воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи таких игр становятся более оригинальными.
Большое значение в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста играют дидактические игры. Несмотря на то, что такие игры проходят по определенным правилам и не предполагают отход от сюжета, тем не менее, многие из них можно с успехом использовать для совершенствования процессов воображения:
«если бы... (собаки не умели лаять; солнышко перестало обогревать землю; люди ходили на руках и т. д.)»;
«скажи наоборот (веселый – грустный, низкий – высокий, огонь – вода)»;
«сказка-чепуха (по произведению К. Чуковского «Путаница»)»;
«добрый и злой волшебник (нарисуй доброго волшебника, придумай его добрые волшебные дела; представь себе злого мага, чем он отличается
от
доброго?)».
Организуя работу по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в игре необходимо помнить, что руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены.
В 5-7 лет стимулом может стать соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для ребенка старшего дошкольного возраста следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры.
Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учётом знаний детей. Их можно использовать и как основу познавательной деятельности, с их помощью закреплять знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, развивать интерес к сказкам, книгам, мультфильмам.
Не менее интересны детям игры-беседы, которые тоже строятся на воображении. Можно предложить детям стать репейником, лягушкой, бездомным щенком, птицей или камнем у дороги. Такие беседы развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь.
Во всех видах деятельности, включая музыкальные и физкультурные, можно использовать игры-импровизации. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером изображаемого объекта, действий. Эти игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребёнку проявить себя через самовыражение.
Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребёнку необходимо её точно представить в воображении. Взрослый поощряет непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия «актеров».
Воспитатели могут включать предложенные игры в занятия, что будет способствовать улучшению развития у детей способности фантазировать, понимания закономерностей, облегчит решение сложных проблемных ситуаций.
Таким образом, игра является средством развития воображения ребенка старшего дошкольного возраста, потому как в процессе игры он действует в воображаемой ситуации, оперирует предметами заместителями, принимает на себя роли взрослых, действует во внутреннем плане, фантазируя и опираясь на накопленные представления окружающей жизни. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат