Автор статьи: Попова Елена Николаевна, Никифорова Ольга Викторовна - учителя начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей имени Алексея Геннадьевича Баженова», город Черногорск, тел. 89232126953
Название статьи: Обобщение опыта работы педагогов-наставников в начальной школе.
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, а также новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Общеобразовательная школа более не ограничивается передачей фактических знаний, она ставит перед собой задачу формирования не только целостной системы знаний, умений и навыков, но и опыта саморазвития и личностной ответственности учащихся. Важно развивать способности к творческой созидательной деятельности, что определяет современное качество образования. Поэтому перед современным, размышляющим учителем стоит задача осмысления и принятия новых образовательных ориентиров. Но постановка цели является только первым шагом в осуществлении педагогической деятельности, далее необходимо планирование деятельности, отбор инструментов и средств для её осуществления, контроль и оценка результатов. Система образования сегодня ориентирована на реализацию деятельностного подхода. Это подразумевает, что в методах обучения необходимо видеть то, что описывает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.
Молодые учителя, начинающие педагогическую работу, и студенты, проходящие педагогическую практику, могут испытывать затруднения в освоении новых методик и подходов. Именно здесь на сцену выходят опытные педагоги, которые в образовательных организациях осуществляют сопровождение профессиональной адаптации через систему наставничества.
Наставничество - это эффективный механизм передачи опыта и знаний от более опытного педагога к менее опытному. Оно способствует успешной адаптации молодых специалистов к новым требованиям и вызовам в области образования. Важно отметить, что наставничество не ограничивается только передачей теоретических знаний, но также включает в себя практическую помощь и поддержку в решении педагогических задач. [1]
Опытные педагоги, выполняющие роль наставников, обладают богатым опытом, который имеет огромное значение для начинающих коллег. Они могут поделиться ресурсами, наработанными методиками и лучшими практиками, помогая молодым учителям успешно внедрять их в своей педагогической деятельности. Такое взаимодействие способствует более быстрой адаптации и профессиональному росту новичков.
Система наставничества может быть организована разнообразными способами, включая индивидуальные консультации, совместные уроки, обмен опытом и другие формы взаимодействия. Главное, чтобы она способствовала обогащению профессионального багажа молодых педагогов и формированию у них уверенности в своих силах.
С 2015 года мы являемся наставниками для молодых учителей, студентов. С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:
составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога (приложение);
подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
разработка методических рекомендаций для организации работы;
осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
Были выявлены несколько профессиональных трудностей, с которыми сталкиваются начинающие педагоги:
преобладание
традиционной формы обучения, основанной на объяснительно-иллюстративном методе
;
з
атруднени
е в выборе темы самообразование;
с
ложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
В свете выявленных трудностей была поставлена цель наставничества: обучить молодых коллег организации совместной и групповой работы, а также использованию активных методов обучения. На основе этой цели была составлена индивидуальная программа развития учителя и разработан план работы. Следующим шагом стало определение темы самообразования для учителя. Сотрудничество осуществлялось в форме регулярных совещаний, а также демонстрационных уроков со стороны наставника. Для закрепления навыков и оценки прогресса проводились пробные уроки, на которых учитель мог применить новые методы и подходы. Еще одним важным аспектом наставничества в начальной школе является участие в профессиональных соревнованиях для молодых педагогов. Это отличная возможность систематизировать и обобщить свой опыт, а также поддержать и вдохновить коллег.
Помимо всех указанных трудностей, существует ещё одна значительная проблема: большую часть времени, начинающий педагог тратит на подготовку к уроку, что, в свою очередь, приводит к перенапряжению, усталости и потере интереса к работе. Считаем, что необходимо дать молодым учителям инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям. [2]
В нашей организации, где акцент делается на оценке качества образования и высоких стандартах, существуют ценные традиции, чувство высокой ответственности, дружественная взаимопомощь и творческая инициатива. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Различные формы работы с молодыми специалистами содействуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, способствуют положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Полагаем, что правильно выбранные мной формы методической поддержки позволили начинающим педагогам проявить свои творческие способности, одаренность, деятельностные и организационные потенциалы. Двое студентов впоследствии пришли работать в нашу школу. Молодые учителя успешно адаптировались и продолжают работать в школе.
Наставничество, как способ передачи опыта преподавания от одного поколения к другому, содействует усилению связей в педагогическом коллективе. Процесс наставничества вовлекает трех ключевых участников: обучаемого, наставника и организацию-работодателя, в данном случае - наставника, молодого специалиста и директора школы. В рамках этого процесса наставник развивает свои деловые навыки и повышает свой профессиональный уровень. Молодой учитель, в свою очередь, приобретает знания, развивает свои умения и профессиональные навыки, что способствует росту его профессиональной карьеры и умению устанавливать конструктивные отношения с наставником. Директор школы, в свою очередь, повышает уровень подготовки кадров и улучшает взаимоотношения между сотрудниками, что способствует улучшению общей атмосферы в учебном учреждении.
Итак, опыт работы педагога-наставника в начальной школе - это неотъемлемая часть современной системы образования, направленная на поддержку молодых специалистов и обеспечение качественного образования. Система наставничества способствует эффективной адаптации, росту профессионального мастерства и развитию педагогической общины, что в конечном итоге благоприятно сказывается на уровне образования в целом.
Источники:
1) Гамова О.Н. Из опыта работы учителя-наставника// педпроект.рф,2023. URL: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE-%D0%BD-%D0%B8%D0%B7-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/(дата обращения 12.09.2023).
2) Далла О.А. Опыт наставничества в начальной школе: эффективные практики.// nsportal.ru, 29.06.2023. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/06/29/opyt-nastavnichestva-v-nachalnoy-shkole-effektivnye-praktiki
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат