Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ. Работа №60107

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Работа:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Аннотация: В статье раскрываются результаты эмпирического исследования уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили необходимость реализации педагогических условий развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, посредством использования сюжетно-ролевой игры.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, развитие словаря, сюжетно-ролевая игра.
В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи, особенно возрос состав детей в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Проблемами изучения ОНР, развития лексического строя, коррекционной работы занимались многие ученые. Например, Р.Е. Левина выделила и подробно описала три уровня развития речи детей с общим недоразвитием речи; Т.Б. Филичева выделила и описала дополнительный четвертый уровень; О.Р. Даниленкова разрабатывала вопрос о развитии преднамеренного запоминания у детей с общим недоразвитием речи; своеобразие развития лексического строя речи при общем недоразвитии речи показано в работах М.Е. Хватцева, Н.С. Жуковой, Г.И. Жаренковой и др.
Учитывая, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, то коррекционная работа должна строиться на основе игры.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, Н.А. Коротковой, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко и многих других.
Но, несмотря на большое количество исследований ученых в области общего недоразвития речи, проблема развития лексики у данной категории детей существует до сих пор. Как показывает практика, логопеды часто владеют технологией развития и обогащения словаря, но, не имея конкретных данных об уровне его развития, работают не в том направлении, из-за чего результата достигают через большой промежуток времени.
Итак, актуальность проблемы заключается в необходимости включения сюжетно-ролевой игры в коррекционно-логопедическую работу по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
С целью обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня была организована коррекционно-развивающая работа с использованием сюжетно-ролевых игр.
Нами был выполнен подбор сюжетно-ролевых игр для развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Работа над развитием словаря в процессе организации сюжетно-ролевой игры, осуществлялась по определённому алгоритму:
– уточнение произношения слова;
– употребление нового слова в контексте;
– выработка умения подбирать к слову синонимы и антонимы;
– закрепление слова в активном словаре.
Комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста был составлен с учетом того, что их содержание способствовало знакомству с новыми словами, обогащению словарного запаса. Так, в сюжетно-ролевой игре Путешествие знакомили детей с новыми словами: пассажиры, контролёр-кассир, команды или экипажи транспортных средств: На корабле и подводной лодке – матросы, капитан, боцман, кок, т.е. повар, радист; на самолёте – командир экипажа, штурман, радист, стюардессы; в автобусе экскурсовод (воспитатель), водитель автобуса. В процессе игры, знакомили детей с физической картой земного шара и глобусом, показывали на карте и глобусе холодные и жаркие страны, место расположения нашей Родины и родного города. Объясняли, как на карте изображаются холодные льды полюсов, моря и океаны, реки, горы, долины, пустыни. Сюжет реальной ситуации разыгрывался путем предоставления детям возможности проявить свое творчество и фантазию. Данная игра проводилась в несколько этапов (в разные дни). Например, в один день – путешествие на корабле по северным океанам на северный полюс, на следующий день - путешествие на самолёте с севера в жаркую Африку, затем на подводной лодке в Австралию, и, напоследок, путешествие на автобусе по родной стране (более подробно, север, юг и средняя полоса России).
Перед началом сюжетно-ролевой игры Дрессировщик, был организован просмотр телепередачи с участием дрессированных животных, затем посмотрели мультфильм Каштанка. Далее побеседовали с детьми о том, какими должны быть дрессировщики? (трудолюбивые, терпеливые, смелые, любящие животных). Каких животных дрессируют в цирке? Как ухаживают за животными? Кто лечит животных? Как ведут себя животные на сцене и как в дикой природе или дома? Потом распределили роли, обсудили сюжет. В процессе игры рассказывали детям о значении новых слов: арена, повадки, конферасье, акробат, гимнаст, жонглер, дрессировщик, фокусник, гардеробщик, билетерша, костюмер, музыкант, фойе, факир – чародей, эквилибристы, канатоходцы.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что включение в игру личного опыта детей и использование сюжетно-ролевых игр, предусматривающих их действовать вместе, а также создание благоприятной обстановки в группе, развивает словарный запас дошкольников, дети учатся правильно выстраивать предложения. Дошкольники вырабатывают активное отношение к жизни, у них увеличивается целеустремленность в выполнении поставленных задач и конечно, повышается объем активного словаря, грамматический строй речи улучшается, развивается связная диалогическая речь.
Использованные источники:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. - 176 с.
Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи 3 уровня // Логопед. - 2004. - №1. - с. 27-34.
Сазонова С.Н. Развитие речи у дошкольников с ОНР. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.
Яшина В.И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Академия, 2018. - 445 с.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×