Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей старшей группы
Путешествие в страну эмоций.
Подготовили и провели:
Педагог-психолог
Бабенко Анна Геннадьевна
Музыкальный руководитель
Гвоздева Анастасия Евгеньевна
Цель: формирование диалогической речи у детей, через эмоциональную сферу по средствам музыкальной деятельности.
Задачи:
Сформировать понятие о таких эмоциях как радость, грусть, страх, показать их схематическое изображение.
Развивать способность эмоционально откликаться на музыку.
Развивать слуховое восприятие.
Расширить словарь эмоциональных терминов.
Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Словарь терминов
Эмоция – это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
Пиктограмма – это графическое изображение, которое передает различные эмоциональные состояния.
Мимика - это невербальный способ выражения эмоций с помощью движений и выражений лица.
Радость – это активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия, состояние удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья, ласкательное обращение.
Грусть – это эмоциональное состояние, которое характеризуется чувством печали, потери, уныния и пониженного настроения.
Страх –это сильнейшая и естественная человеческая эмоция, отражающее защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности.
Оборудование: ИКТ для презентации, цветные подушки, белое покрывало, фортепьяно, пиктограммы.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в музыкальный зал. Их встречает музыкальный руководитель и психолог.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами окунёмся в чудесный мир музыки и эмоций! Но, для начала, нам нужно поздороваться по музыкальному.
♫ Приветствие «Музыка, здравствуй».
Психолог: Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения, на всех нас настроение.
Ребята, вы со мной согласны?
У вас сегодня хорошее настроение? Отлично! А вы знаете, что настроение бывает разным?
Давайте поиграем. У меня есть кубик с разными настроениями, под слова:
«Раз, два, три, четыре, пять
Вышел кубик погулять.
Крепче кубик ты держи,
Что там видишь – покажи».
передавайте кубик друг другу, на ком … остановится, тот показывает настроение, которое увидит на кубике. А все остальные будут угадывать.
Игра «Настроение»
Психолог: Вот каким разным бывает настроение. А как по-другому можно назвать настроение?
А вы знаете, что существует целая страна эмоций?
Вы бы хотели побывать в такой стране?
Это страна волшебная или нет?
Как можно оказаться (как попасть) в волшебной стране?
Посмотрите, у меня есть волшебное облако, с его помощью как раз можно путешествовать по волшебным странам. Полетим? Тогда занимайте места.
Педагоги расстилают ткань, дети проходят, встают.
Психолог: Все готовы? Внимание, взлетаем.
Звучит короткая волшебная музыка, затем звук ветра, на экране заставка «ветер».
Муз. руководитель: Ой, ребята, вы слышите, что это за звук?
Дети отвечают: Ветер, сильный ветер.
Муз.рук.: Действительно, ветер. Как бы он не помешал нашему путешествию. Может попробуем с ним подружиться? Давайте споём песенку ветра, и тогда он успокоится. Какой звук поёт ветер, как он воет? (У-у-у). Вот и мы в нашей песенке будем петь, как ветер звук (у-у-у), а для того, чтобы песенка получилась, нам понадобится много-много воздуха, вдыхаем и поём.
Упражнение на дыхание «Ветер» М.Картушина
Психолог: Слышите? Ветер прекратился, а мы уже на месте.
На экране появляется полянка, на ней домик. Дети подходят к Психологу.
Психолог: Ребята, что вы видите?
Я тоже вижу домик. В домике всегда кто-то живёт. Мы летели в страну эмоций, значит там живёт эмоция. Как бы нам узнать, какая эмоция живет в этом домике? Звучит музыка.
Психолог: Ой, тише, ребята! Слышите, музыка. Может она нам поможет узнать жителя этого домика.
♫ Произведение «Клоуны» Д.Б. Кабалевский
Психолог: Ребята, вы сейчас прослушали музыку, скажите какое чувство и настроение у вас возникло? Ответы детей.
Психолог: Посмотрите, мы правильно узнали – это Радость!
На экране, рядом с домиком появляется Пиктограмма «Радость»
Психолог: Ребята, а как мы по выражению лица можем понять, что это радость? Ответы детей. Правильно через мимику (глаза, брови, рот). Давайте покажем эту эмоцию. Расскажите, что вы делаете, когда вам радостно? От чего вам бывает радостно? Ответы детей.
♫ Игра «Ворота»
Психолог: Продолжим путешествие.
Дети проходят на «волшебное облако». Звучит волшебная музыка, на экране появляется солнышко.
Муз.рук.: Ребята, посмотрите, какое яркое солнышко нам светит. Давайте поиграем с его лучиком.
Глазная гимнастика «Солнечный лучик»
Лучик, лучик озорной, Моргают глазами
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка лучик, покружись, Делают круговые движения глазами.
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу, Отводят взгляд влево.
Лучик солнца я найду.
Взгляд я вправо отведу, Отводят взгляд вправо.
Снова лучик я найду.
Закрываем мы глаза, Закрывают глаза, расслабляют веки.
Открываем мы глаза, Открывают глаза
Вот какие чудеса.
Психолог: Ой, как незаметно пролетело время за игрой. Посмотрите, мы уже на месте.
Дети встают с «облака», подходят к экрану. Звучит музыка.
Психолог: Вы, слышите, опять музыка звучит, давайте внимательно её послушаем.
♫ Произведение «Болезнь куклы» П.И. Чайковский
Дети слушают, рассуждают.
Психолог: Ребята, вы сейчас прослушали музыку, скажите какое чувство и настроение у вас возникло? Ответы детей.
На экране, рядом с домиком появляется Пиктограмма «Грусть»
Действительно, здесь живёт грусть. Давайте с помощью мимики изобразим грусть. Когда вам бывает грустно?
Муз.рук.: Хотите узнать, почему в этом домике поселилась грусть?
Муз.рук. читает стихотворение:
Тише, тише, тишина,
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится. (В.Берестов)
Дети: В этом домике болеет кукла. Чтобы она быстрее поправилась, надо спеть ей песенку.
♫ Песня «Озорная песенка» Е.Д.Гольцовой
Психолог: Надеюсь, кукла теперь пойдёт на поправку, и перестанет грустить, а мы отправляемся дальше.
Дети проходят на «облако», звучит волшебная музыка, слышен шум дождя, на экране появляется изображение Тучи, дождя.
Психолог: Ой, что это?
Давайте поиграем с дождиком.
♫ Пальчиковая гимнастика под музыку «Дождик».
Психолог: Дождик закончился, а мы уже на месте. Пойдёмте скорее к домику, узнаем, кто же в нём живёт.
Звучит музыка, дети слушают.
♫ Произведение «В пещере горного короля» Э.Григ
Психолог: Ребята, вы сейчас прослушали музыку, скажите какое чувство и настроение у вас возникло? Ответы детей.
На экране, рядом с домиком появляется Пиктограмма «Страх»
Психолог: Вы правильно поняли в этом домике живёт страх. Давайте с помощью мимики изобразим страх.
Вы хотите научиться бороться со страхами?
Психолог и дети встают в круг.
Этюд «У страха глаза велики»
Психолог: У страха глаза велики, (показывают)
У страха не зубы – клыки.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает «Ах!»
А я ничего не боюсь –
Придумаю страх и смеюсь!
В конце упражнения все вместе смеются и обнимаются.
Муз.рук.: Ребята, вам понравилось путешествие?
Но нам пора возвращаться в детский сад. Присаживайтесь на волшебное облако, мы отравляемся.
Психолог и музыкальный руководитель проводят рефлексию.
Муз.рук.: Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, с каким настроением вы вернулись из путешествия? У меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, вот это – волшебная коробочка, давайте положим в неё своё настроение, и посмотрим, что из этого получится.
Дети «кладут» настроение в коробочку (с двойным дном), музыкальный руководитель говорит:
Коробочку я поверну, волшебство для вас найду.
Музыкальный руководитель открывает крышку, дети берут шоколадные смайлики.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат