Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста в опытно – экспериментальной деятельности на тему «Сыпучие материалы».
Авторы: Хромова Екатерина Николаевна
Лаптева Татьяна Дмитриевна
Ткаченко Елена Васильевна
Организация: МАДОУ №76 «Родничок» Великий Новгород
Цель: Познакомить детей со свойствами сыпучих материалов и закрепить понятие «живая и неживая природа».
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами сыпучих и несыпучих материалов (сухой и мокрый песок, горох, глина), установить их сыпучесть, способность пропускать воду.
2. Дать знания о том, что сухие частицы легко двигаются, сдуваются.
Развивающие:
Уточнить знания о том, что из сыпучих материалов относится к живой неживой природе.
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Развивать умение самостоятельно экспериментировать.
Формировать познавательные навыки, интерес к новым знаниям.
Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Умение работать в команде и соблюдать правила безопасности.
Занятие проходит на улице в экспериментальном центре, оборудованном в нашем саду.
Материалы и оборудование: стойка с тазами, наполненными различными материалами (горох, мокрый песок, сухой песок, глина, греча), формочки, лопатки, сито, увеличительные стекла, воронки, стенд, с закрепленным на нем колбами для измерения объема сыпучих материалов, стол для экспериментов, три прозрачные емкости с воронками, салфетки, вода.
Предварительная работа: Наблюдения и игры на прогулке с сухим и мокрым песком, рисование песком на специальном столе с подсветкой, сухие бассейны из разных видов круп.
Беседа:
Мы сегодня с вами поработаем в новом центре экспериментов. Мы поговорим о таких привычных для нас материалах – песок, глина, горох, греча. А много ли мы с вами знаем об этих материалах?
Вопросы:
- Что такое песок?
-Что вы о нем знаете?
- Какой он бывает?
- Что такое глина?
- Чем глина отличается от песка?
- Какая это природа живая или неживая?
После ответов детей обобщаем имеющиеся у них знания.
Песок это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, превратив их в миллиарды песчинок, сделав из них песок. Если мы посмотрим через лупу, мы увидим крошечные разноцветные камешки. А если мы посмотрим на глину, мы этого не увидим, так как эти частички очень мелкие и их не увидеть через лупу.
Дети, давайте вместе попробуем ответить на вопросы
-Что такое сыпучесть?
(Показываю с помощью сита, как сыпется сухой песок через отверстия)
- Почему песок сыпется?
- Почему мокрый песок не сыпется?
(Показываю, что мокрый песок не сыпется через сито)
Делаем вывод с детьми: сухой песок сыпется, так как сухие частицы не склеены между собой.
Предлагаю детям поработать в разных центрах:
1 центр: Центр самостоятельной работы детей по экспериментированию.
Здесь дети закрепляют понятия «сыпучий – несыпучий материал»
Материалы и оборудование: стойка с тазами с различным материалом (сухой и мокрый песок, глина, греча, опилки, горох), лопатки, формочки, воронки, сито, лупа, емкости с водой.
2 центр: Работа на стенде с колбами на закрепление понятия «объем», используя свойства сухого песка.
Материалы и оборудование: стенд с закрепленными на нем колбами разного размера, воронки, мерные стаканчики, сухой песок.
3 центр: Стол для экспериментов.
Проведение опыта для выявления способности сыпучих материалов пропускать воду. Три прозрачные емкости с воронками, в которые вложены салфетки и насыпаны горох, песок, глина. Мы льем воду через воронки и оцениваем пропускные способности этих материалов (пропускают воду или нет, как быстро)
Материалы и оборудование: стол, прозрачные емкости, воронки, бумажные салфетки, горох, песок, глина, вода.
Итог: дети сами рассказывают о своей работе в центрах и делают вывод о свойствах используемых материалов.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Мозаика – Синтез, Москва 2015г.
2. Мартынова Е. А. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.» Волгоград: Учитель 2009г.
3. Рахманинова Н. П., Щетинина В. В., Дыбинина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Москва Издательство: Сфера, 2014г.
4. Е.В. Лосева «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». Санкт – Петербург Детство – Пресса 2013г.
5. А. И. Савенков «Маленький исследователь» Издательство «Учебная литература» 2011г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат