Психологическая помощь детям при повышенной тревожности
Что такое «тревожность?»
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.
Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.
Тревожность у детей может быть следствием:
Переутомления и недосыпания; Нервного напряжения; Зависимости, в т.ч. от электронных гаджетов; Страха повторения какого-либо негатива; Генетических особенностей работы нервной и эндокринной систем; Гиперконтроля со стороны родителей, боязни не оправдать ожидания; Навязчивых мыслей; Буллинга со стороны сверстников.
Наиболее частые причины детской тревожности
На основании анализа существующих исследований можно выделить ряд ситуаций, в наибольшей степени провоцирующих тревогу на разных этапах детства:
1. Расставание с родителями;
2. Резкое изменение привычной обстановки: поступление в детский сад и школу или переход в новый класс, группу;
3. Неприятие со стороны сверстников;
4. Разнообразные оценочные ситуации, особенно при публичной оценке (ответ у доски, контрольные, экзамены и др.).
Содержание страхов и тревог у детей разных возрастов
Отмечая культурные и национальные различия, исследователи одновременно обращают внимание и на определенные закономерности:
- Дошкольники – страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ;
- Младшие школьники – боязнь оценки со стороны взрослых, «опасных» людей, смерти, болезни;
- Подростки - насмешки, собственные неудачи, а также войны, болезни и смерть родителей. Состояние собственного здоровья и внешний вид; Отношения с родителями и сверстниками.
Что стоит запомнить?
1. Тревожность и страх – это нормальные эмоциональные состояния, которые время от времени испытывает каждый человек.
2. Тревожность и страх ограничены во времени. Даже если они ощущаются так, как будто будут длиться вечно, со временем они утихают.
3. Тревожность и страх – это полезные функции, так как они готовят вас к будущим угрозам и защищают от опасности. Поэтому вашей целью должно быть не избавление себя от всех страхов и тревожности. Скорее вашей целью должно стать уменьшение тревожности до уровня, когда она больше не будет оказывать существенного влияния на вашу жизнь.
Способы помощи тревожному ребенку
- Самое первое, что может сделать заботливый родитель для своего тревожного ребенка - это создать благоприятную, спокойную, тихую и безопасную атмосферу в своей семье, у тебя дома. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя в полной безопасности, находясь рядом со своими близкими, ведь нередко тревога возникает от того, что ребенок «впитывает» настроение и атмосферу всех членов семьи, с которыми он живет. Именно поэтому родителям необходимо следить, в первую очередь, за своим поведением - не ругаться между собой, не кричать, а разговаривать спокойным голосом. Не обсуждать при ребенке различные тревожные события, например, катастрофы, эпидемии, смерти и так далее.
- Если родителям свойственно строго воспитывать ребенка и требовать от него разнообразных успехов и достижений, то, возможно, стоит снизить свои ожидания от него. Хотя бы до тех пор, пока симптомы тревожного расстройства, которое наблюдается у ребенка, не пройдут.
Бывает так, что ребенок просто боится совершить какой-либо проступок, сделать что-то не так, чувствует страх понести наказание, которое для тревожного ребенка может проявляться даже в обычном выговоре.
Поэтому родителям нужно постараться стать для своего ребенка соратником, другом и любящим наставником.
- Прекратить сравнивать своего ребенка с другими детьми. Некоторые родители в целях воспитания могут демонстрировать своим детям образец для подражания в качестве кого-то другого. Например, старшую сестру или одноклассника. Чаще всего, родители делают это не со зла, а только лишь с благими побуждениями, но ребенком, зачастую, такие сравнения воспринимаются как неприятие его таким, какой он есть. И в результате его попыток заслужить родительское признание и любовь у ребенка может сильно повышаться фоновая и ситуативная тревожность.
- Не запрещайте и не ограничивайте своего ребенка в целесообразных желаниях. Он – полноценная личность и способен сам отвечать за свои поступки.
- Не подрывайте авторитет значимых для него людей.
- Совместно найдите хобби, которое увлечет вашего ребенка. И помогите ему реализовываться в этой сфере.
- Слушайте и пытайтесь услышать своего ребенка. Доверие – высшая ступень в отношениях родителя и ребенка.
- Будьте честным и принимайте все особенности своего ребенка, какими бы они ни были.
- Ведите конструктивный диалог с ребенком. Помните, что он не должен бояться своих родителей.
- Если преодолеть повышенную тревожность не получается собственными силами, не пренебрегайте посещением специалистов.
- Повышение самооценки. Хорошим решением со стороны родителей станет работа над формированием правильной самооценки ребенка, а также максимальное содействие в ее повышении. Зачастую именно заниженная самооценка становится причиной развития тревожности.
Обучение детей умению управлять своим поведением
В ходе коррекционной работы с тревожными детьми можно использовать:
- Игры с правилами, требующие от детей умения управлять своими действиями, а также подчиняться правилам и нормам (например, «Командуй действиями товарищей»);
- Игры, направленные на умение работать по образцу («Рисование по образцу»; «Копирование по точкам» и др.);
- Задания на придумывание игр с правилами, которые способствуют формированию самостоятельности и организованности;
- Релаксационные упражнения на снятие эмоционального напряжения, которые позволяют выплеснуть накопившееся негативное состояние и ощутить свое тело;
- Театр - проигрывание сказок по ролям, что способствует снижению эмоционального напряжения и формирует уверенность в себе;
- Игры на телесный контакт для снятия мышечного напряжения (Для детей дошкольного и младшего школьного возраста);
- Арт-техники (рисование, лепка, использование песка).
Профилактика детской тревожности
Чтобы предостеречь ребенка от развития тревожности, можно следовать следующим правилам:
1. Контролируйте самооценку ребенка. Работайте над формированием адекватной самооценки. Выделяйте достоинства, хвалите и поощряйте своего ребенка.
2. Обучайте ребенка умению управлять своим поведением. Особенно это важно в ситуациях, которые вызывают у него реальное беспокойство и растерянность.
3. Обучайте ребенка расслаблению. Расслабление важно для всех, а в случае с тревожностью – особенно, так как состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Литература:
1. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. 2003.-160 с. - СПб.: Речь.
2. Прихожан А.М. «Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст»: Питер; СПб.:; 2009.
3. Файфер Л., Краудер А., Элсенраат Т., Гаал Р. Практическая когнитивно-поведенческая терапия для детей с тревожными и эмоциональными расстройствами, с расстройствами поведения, детей с аутизмом и СДВГ. Пер. с англ. – СПб.: ООО «Диалектика», 2020. – 272 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат