Родительское собрание «Развитие логического мышления у детей»
Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения учебных проблем.
Задачи:
- сформировать представления родителей о мышлении как искании и открытии нового, решении проблем;
- уяснить возможные стратегии развития мышления младших школьников;
- отработать доступные в практике семейного воспитания приёмы развития мышления у детей.
Форма проведения: родительский практикум.
Введение
- Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я предлагаю вам небольшой, но важный разговор.
Приводя ребёнка в школу, мы отправляем его в плавание по океану Знаний. Он – маленький моряк, юнга, познающий, исследующий, открывающий.
Его форма – полосатая тельняшка в тёмную и светлую полоску. С чем у вас ассоциируются эти полоски в обучении? (варианты родителей).
Так и есть: обучение – это эмоции: положительные и отрицательные.
Наш юнга не существует сам по себе: рядом с ним всегда есть мы, взрослые: родители, учителя – капитаны дальнего плавания, которые вместе с юнгой идут по океану на школьном корабле. А значит, мы все испытываем различные эмоции.
Так что же такое обучение? Это стресс или радость познания?
- Давайте порассуждаем.
1.1 Постановка цели:
- Я предлагаю вам побывать не только в роли родителя, но и в роли ученика, даже в роли учителя.
1.2 Выбор роли:
Дети часто не могут самостоятельно сделать выбор. А современное образование нацеливает нас, педагогов, на формирование личности, которая сможет сделать самостоятельный осознанный выбор.
- Давайте пофантазируем. Сюда сядут ученики, сюда – учителя. Выбирайте.
1.3 Работа в группах.
- Предлагаю вам, работая в группах, перечислить ситуации, которые вызывают стресс у школьников, у учителей (ответы).
- Назовём причины стресса. (по очереди).
-Посмотрите на слайд. Вот это выводы по вашим высказываниям.
- Какой вывод можно сделать?
- Действительно: деятельность учителя и ученика взаимосвязаны. Они не могут существовать друг без друга.
- Значит, и выход из стрессовых ситуаций мы найдём вместе.
1.4 Работа в парах.
- Вернёмся к реальности. Мы все родители.
- А для нас с вами – обучение – это стресс или радость познания? - Предлагаю поработать в паре. Перед вами листочки двух цветов: тёмного и светлого цвета. Тёмный цвет связан с отрицательными эмоциями, а светлый – цвет радости.
- На тёмных листках бумаги напишите то, что вызывает у вас стресс от ситуации обучения вашего ребёнка, а на белом листе то, что вызывает радость.
- Предлагаю поделиться мыслями, которые вы оставили на тёмной бумаге.
Обмен мыслями.
- Чтобы не было таких ситуаций, давайте от них избавимся. Разорвите листочки.
- Поделитесь мыслями, которые вы оставили на светлых листочках.
- Обратите внимание. На обороте написаны буквы. Составим слово. Наши позитивные эмоции объединились в…. (слово ЛЮБОВЬ).
- Почему получилось именно это слово? (ответ родителей)
- Мы увидели ситуации, которые вызывают стресс, и моменты, которые позволяют их избежать. Нашли и то, что позволяет нам радоваться, когда наши дети учатся.
- И корабль, который ведёт наших детей в мир знаний, будет наполнен добрыми словами и эмоциями.
ОБУЧЕНИЕ – ЭТО СТРЕСС ИЛИ РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ?
- Так что же для вас обучение? - Я соглашусь с вами. Действительно, обучение – это стресс и радость.
ОБУЧЕНИЕ – ЭТО СТРЕСС И РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ?
- А чтобы было меньше стрессовых ситуаций и больше радостных моментов, я дарю вам, капитанам, судовые журналы, в которых вы найдёте советы психологов и сможете записать свои мысли.
2. Определение темы собрания.
Мы с вами являемся родителями, и очень переживаем, когда у наших детей что - то не получается и мы пытаемся приложить все усилия, чтобы им помочь, но порой не знаем как.
Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать? Как вы думаете, так какова же будет тема нашего собрания?
3. Основная часть.
Уметь мыслить – значит уметь оперировать знаниями. Поэтому важно, чтобы у ребенка был определенный запас знаний, то есть, развит общий кругозор. Человек обучается умению оперировать знаниями в личном жизненном опыте, но особенно важно для развития мышления школьное обучение, потому что оно специально направлено на вооружение учащихся многообразными знаниями и умениями их использовать. Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление.
Давайте разберемся, что же такое мышление?
Это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Основными формами мышления являются суждение и умозаключение.
Суждение – это высказывание о чем- либо, утверждение или отрицание каких либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными их признаками.
Умозаключение – форма мышления, которая позволяет человеку сделать вывод из ряда суждений.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.
Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез – мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Абстракция – выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Обобщение – соединение предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.
Конкретизация – мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
В начале обучения мышление ребенка преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. В ходе обучения школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.
Несформированность полноценной мыслительной деятельностью приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются не полными, а порой даже ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.
3.1 Работа в группах.
Сейчас каждой группе будет дана инструкция с заданием. Поработав в роли детей, вы потом поделитесь своими впечатлениями.
1 группа – задания на развитие образного мышления.
2 группа – задания на развитие наглядно-образного мышления.
3 группа – задания с опорой на словесное описание.
4 группа – задания на проведение простейших доказательств.
5 группа – задания на развитие аналитического мышления.
6 группа – задания на развитие геометрической интуиции.
3.2 Обмен впечатлениями.
3.3 Знакомство с конструктором LEGO Education WEDO(слайд)
А сейчас я вас познакомлю еще с одним методом развития логического мышления, это конструктор LEGO, который мы очень часто используем на уроках технологии, математики, окружающего мира.
3.4 Просмотр видеофрагмента урока.
4. Заключение
А закончить наше собрание я хочу притчей «Сколько весит стакан воды?».
Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:
- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?..
В аудитории оживлённо зашептались.
- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос, вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор. – А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
- Ваша рука начнёт болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.
- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?
- Нет! – растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.
- Точно! – радостно ответил профессор. – Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует.
Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.
Действуйте, уважаемые родители, все в ваших руках!
5. Рефлексия.
Я думаю, что в своих судовых журналах вы найдете очень много интересного, там есть пустые странички для ваших новых находок!
Способов развития логического мышления огромное множество! Выберите наиболее подходящие для себя варианты заданий.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат