ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С
БИОЛОГИЧЕСКИМИ ОТЦАМИ И ОТЧИМАМИ
Т.В. Певнева,
студентка группа ППОЗМаг-301(пс.сем.)
ЧелГУ,
И.А. Тишевской,
Кандидат медицинских наук,
Чел ГУ,
г. Челябинск
Аннотация: В статье на основе теоретического анализа рассматривается проблема построения детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Большое место в работе занимает рассмотрение отношений подростков с биологическими отцами и отчимами. Также характеризуются особенности подросткового возраста, возможных трудностей, детско-родительских отношений и их последствий в развитии ребенка. Отмечается, что построение отношений отцов-отчимов с подростками очень важно, но осложнено и имеет свои особенности. Главное внимание уделяется выявлению для родителей рекомендаций конструктивного построения взаимоотношений с подростками.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст, проблемы воспитания, биологические отцы, повторный брак, неродные дети, отчимы
CHILD-PARENT RELATIONSHIPS OF ADOLESCENTS WITH
BIOLOGICAL FATHERS AND STEPFATHERS
T.V. Pevneva,
student group PPOZMag-301(ps.sem.)
ChelSU,
I.A. Tishevskaya,
Candidate of Medical Sciences,
ChelSU,
Chelyabinsk
Abstract: In the article on the basis of theoretical analysis the problem of building child-parent relations in adolescence is considered. A great place in the work is occupied by the consideration of adolescents' relations with biological fathers and stepfathers. The features of adolescence, possible difficulties, child-parent relations and their consequences in the development of the child are also characterized. It is noted that building relationships of stepfathers with adolescents is very important, but complicated and has its own characteristics. The main attention is paid to the identification of recommendations for parents to constructively build relationships with adolescents.
Key words: child-parent relationships, adolescence, parenting problems, biological fathers, remarriage, non-parental children, stepfathers
В современное время тема особенностей детско-родительских отношений остается одной из важных тем, рассматриваемых в психолого-педагогическом контексте. Именно семья с давних времен играет важную роль в развитии и становлении личности ребенка, так как она является не только первым источником жизненного опыта, но и остаётся значимой на протяжении всей жизни человека. Хоть в подростковом возрасте молодые люди ориентируют преимущественно свое внимание на общение со сверстниками, отношения с родителями не теряют своей ценности, но при этом имеют свои трудности. Наличие данных трудностей в построении детско-родительских отношений осложняет развитие молодых людей подросткового возраста, что может иметь значительные последствия. Особое место в этих отношениях занимает позиция отца, которая влияет на самоиндификацию подростка, на формирование его ценностей, уверенности в себе и своих действиях и т.п. Важность данной темы обуславливается также тем, что в нынешнее время увеличивается количество семей, особенностью которых является повторный брак. Не зависимо от причин, подобные изменения в семейной обстановке являются ярким стрессом для подростка. Именно поэтому, мы считаем, что тема детско-родительских отношений подростков с биологическими отцами и отчимами является актуальной для углубленного теоретического анализа.
Детско-родительские отношения – это специфический вид человеческих отношений, который, по мнению Е.О. Смирновой, характеризуется сильной эмоциональной значимостью для ребенка и его родителей. При этом существует амбивалентность этих отношений, которая выражается в том, что родитель должен позаботиться о ребенке, а также научить его заботиться о самом себе. Для позитивного развития данных отношений родители должны обладать определенными знаниями, умениями и навыками по проблеме воспитания и взаимоотношения: воспринимать и понимать характер своего ребенка, его личностные особенности, поступки и др. [1].
Е. Мерфи и М. Сигельман выделили следующие типы детско-родительских отношений:
- отвержение (характеризуется ощущением ребенком себя отвергнутым родителями);
- безразличие (характеризуется ощущением ребенком себя ненужным родителями);
- гиперопека (характеризуется ощущением ребенком болезненного внимания со стороны родителей);
- сверхтребовательность (характеризуется ощущением ребенком постоянного давления от требований со стороны родителей);
- устойчивость (характеризуется ощущением ребенком стабильной поддержки родителей);
- активная любовь (характеризуется ощущением ребенком любви родителей) [2].
В период подросткового кризиса отношения родителей и детей испытывают значительные изменения. Проявление негативных эмоций к родителям фиксируется в раннем или среднем подростковом возрасте, при этом девушки раньше юношей начинают испытывать эти изменения. Особенности детско-родительских отношений в данном периоде характеризуются конфликтностью, демонстративностью поведения, трудностями взаимопонимания, стремления к сепарации и т.п. Основной причиной возникновения проблем отношений является конфликт поколений, который возникает в результате различий традиций, ценностей, опыта. Но при этом подростки стремятся сохранить связь с родителями, их позиция и мнение остаются для них значимыми. Ухудшение отношений с родителями повышает риск негативного влияния как на поведение подростка, так и на его психоэмоциональное состояние, что может проявляться в форме депрессий, буллинга, воровства, употребление наркотиков, суицидального поведения и др. [3, 4].
В подростковом возрасте динамика изменения особенностей детско-родительских отношений с отцом более выражена, чем с матерью. Образ отца для молодых людей воспринимается менее директивным, отстраненным, проявляющим малое количество внимания, любви и т.п. Негативное влияние на построение отношений подростков с отцами оказывают следующие факторы:
- возрастание показателей враждебности по отношению к ребенку со стороны отца;
- недостаточное участие отца в воспитании ребенка;
- непоследовательность и противоречивость поведения отца по отношению к ребенку [5].
На основе рассмотрения особенностей детско-родительских отношений при повторном браке, можно сказать, что данное изменение жизненных обстоятельств является стрессовым событием, которое отрицательно влияет на психическое здоровье, а также на эмоциональное и нравственное развитие ребенка любого возраста. Для подростков данное событие является наиболее травматичным и имеет более сложные последствия. Условия построения отношений родителей и подростков при повторном браке зависят от следующих условий: наличие-отсутствие детей от предыдущего брака и наличие-отсутствие общих детей в новой семье. При построении отношений с неродными детьми, можно выделить две позиции со стороны отчима:
- неразвитость родительских чувств, неуверенность в себе в качестве воспитателя, эмоциональная холодность, минимальное количество обязанностей у ребенка в семье и т.п.
- переоценка себя в роли воспитателя, излишняя критика, сухость и строгость по отношению к ребенку, наличие санкций, несогласованность системы требований с супругой к ребенку и др.
Нарушения отношений подростка с неродным отцом могут быть связаны:
- с неразвитостью родительских чувств у отчима к пасынку-падчерице;
- с неумением отчима выражать свои чувства к пасынку-падчерице;
- с опасениями отчима быть не принятым пасынком-падчерицей, супругой и др. [6, 7].
Именно понимание родителями важности темы детско-родительских отношений и гармоничного воспитания играет весомую роль при построении отношений с подростком. Также крайне важным является формирование нравственно-этических связей между родителями и детьми. Создание благоприятного психологического климата в семье способствует гармонии, конструктивному преодолению конфликтов, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала всех членов семьи. Это можно добиться путем проведения времени в домашнем кругу, подчеркивания достоинств друг друга, конструктивной критики, наличия общих тем или увлечений и т.п. [8].
Таким образом, особенности детско-родительских отношений непосредственно обуславливают свое влияние на развитие ребенка. Особая выраженность негативных изменений отношений с родителями проявляется в период подросткового кризиса и может иметь последствия в поведении и психоэмоциональном состоянии подростков. Изменения отношений с отцом/отчимом наиболее ярко выражены, чем с матерью. Возникновение трудностей в отношениях подростков с воспитывающими их мужчинами связано как с недостаточностью психолого-педагогической компетентности отца/отчима, так и с его меньшим участием в воспитательном процессе. В ситуации повторного брака построение детско-родительских отношений значительно осложняется и требует больших усилий, конструктивного подхода по налаживанию отношений отчима с подростком. Принятие и уважение со стороны родителей является важным фактором формирования позитивного самоотношения молодых людей и их личностной автономности. Для благополучного развития подростка, родителям необходимо обладать соответствующими компетенциями по проблеме детско-родительских отношений и гармонизации влияния семьи на воспитание детей. Важным также является создание благоприятного психологического климата в семье: проведение совместного времени вместе, умение слышать и слушать друг друга во время конфликтов и др. Ориентируясь на эти факторы можно снизить выраженность нарушений детско-родительских отношений подростка как и с биологическим отцом, так и с отчимом.
Список литературы
Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - 3-е изд.,
перераб
. И доп.—
СПб.
:П
итер
, 2009 — 304 с:
Мерфи
, Э.Б. Развитие автономии и
родительско-детского
взаимодействия в позднем подростковом возрасте / Э.Б.
Мерфи
//
American
Jour
nal
of
Orthopsychiatry
. – 1963. – № 33. – P. 643-652.
Фром
, А. Популярная педагогика / А.
Фром
, Т.Гордон. – Москва, 2004. – 672
с
.
Рубинштейн
, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлен
ию и специальностям психологии. / С.Л.
Рубинштейн
. – СПб.: Питер, 2008. – 705
с
.
Эльконин
, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов
высш
. учеб. заведений
/ Р
ед.-сост. Б.Д.
Эльконин
. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 384
с
.
Аргентов
а
, Т.Е. Особенности детско-родительских отношений в семьях повторного брака / Т.Е.
Аргентова
, В.В.
Колотилина
//
СибСкрипт
. – 2013. – №4 (56). – С. 102-106.
Терниевская
, Ю.О. К вопросу о влиянии повторного брака матери на психологическое состояние ребёнка
/ Ю.О.
Терниевская
// Вестник науки. – 2023. – №5 (62). – С. 633-637.
Анашкина, Е.Н. Взаимодействие родителей и детей в современной семье
/ Е.Н. Анашкина, Д.Н. Журавлёв // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 1. – С. 51-52.
Bibliography
Smirnova
, E.O. Child psychology: a textbook for universities / E.O.
Smirnova
. - 3rd
ed
.
And
add
. –
SPb.:Piter
, 2009 – 304 p:
Murphy, E.B. Development of autonomy and parent-child interaction in late adolescence / E.B. Murphy // American Journal of Orthopsy
chiatry. – 1963. – № 33. – P. 643-652.
From,
A.
Popular Pedagogy / A. From, T. Gordon. – Moscow, 2004. – 672
с
.
Rubinstein, S.L. Fundamentals of general psychology: a textbook for students of higher educational institutions studying in the direction and s
pecialties of psychology. / S.L. Rubinstein. –
SPb
.: Peter, 2008.
– 705 с.
Elkonin
, D.B. Child psychology: textbook for students of higher educational institutions / Ed.-comp.
B.D.
Elkonin
. – M:
Publishing
Center
"
Academy
", 2007. – 384 с.
Argentova
, T.E.
Features of child-parent relations in the families of remarriage / T.E.
Argentova
, V.V.
Kolotilina
//
SibSk
.
Kolotilina
//
SibScript
. – 2013. – №4 (56). – С. 102-106.
Ternievskaya
,
Yu.O
. To the question of the influence of the mother's remarriage on the p
sychological state of the child /
Yu.O
.
Ternievskaya
//
Vestnik
nauki
. – 2023. – №5 (62). –
С
. 633
-637.
Anashkina
, E. N. Interaction of parents and children in a modern family / E. N.
Anashkina
, D. N.
Zhuravlev
// Yaroslavl Pedagogical Bulletin. – 2010.
–
№
1. –
С
. 51
-52.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат