Белоусова Елена Владимировна
Зухарь Виолетта Ивановна
Хотиева Алина Михайловна
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное»
ОВЛАДЕНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОМ АНАЛИЗОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: В данной статье дается описание структурно-семантического анализа предложений, а также анализ экспериментальной работы, направленной на выявление особенностей овладения им детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В системе коррекционно-образовательных задач, реализуемых в ходе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР), особое место принадлежит профилактике нарушений письма и чтения, в частности, формированию навыков анализа языковых единиц. Исследователи констатируют, что при нарушениях данных навыков страдают не языковые (фонологические), а метаязыковые процессы: операции, связанные с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти единицы.
Проблема формирования структурно-семантического анализа предложений рассматривается с позиции различных областей научного знания - лингвистики (Н.Д. Артюнова, О.С. Ахманова, В.В. Бабайцева, В.И. Казарина, Л.Ю. Максимов, И.П. Распопов, Ю.С. Степанов), психологии и психолингвистики (Т.В. Базжина, Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Е.С. Кубрякова, И.Г. Овчинникова, А.И. Лаврентьева, А.А. Леонтьев, Р.М. Львов, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Б.Д. Эльконин), педагогики (В.В. Виноградов, Е.С. Кубрякова, Л.В. Сахарный и др.).
Важное значение для решения проблемы формирования структурно-семантического анализа предложений имеют основные положения лингвистики о предложении и аспектах его анализа. В настоящее время лингвистика не располагает общепринятым определением понятия «предложение», наоборот, имеется большое количество подходов к его определению (1).
Современная лингвистическая наука трактует предложение как целостную единицу речи, которая является главным средством формирования, выражения и сообщения мысли говорящего; предложение обладает свойством звуковой неделимости (на основе внутренней фонетической организованности). Оно состоит из потенциального минимума и выражает предикацию. Предложение представляет двучленный синтаксический комплекс, в котором делятся два главных члена (подлежащее и сказуемое) (3).
Таким образом, предложение можно рассматривать, как единицу языка, которая построена по определенной структурной схеме, обладает грамматической и интонационной законченностью, и является средством выражения мысли.
И.П. Распоповой было предложено учение о двух аспектах предложения: конструктивно-синтаксическом и коммуникативно-синтаксическом (3).
Структурный аспект в лингвистических работах понимается как конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфика этого направления заключается в том, что при исследовании синтаксических единиц особое внимание уделяется их моделям, структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы (2). Исследование структуры синтаксических единиц имеет и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, в структурной схеме невозможно воспроизвести все семантическое многообразие синтаксических построений, с другой, структурные схемы отражают узловые механизмы построения высказываний и демонстрируют определяющие грамматические значения средства (4).
В лингвистике со структурным анализом предложения связано понятие сегментации, то есть линейного членения речевого потока на составляющие отрезки (2).
Различают две разновидности сегментации: на звуковом уровне и на уровне значимых единиц. Сегментация на звуковом уровне предполагает разделение высказывания на звуковые отрезки различной протяжѐнности: фонемы, слоги, слова, синтагмы, фразы. Членение на уровне слова осуществляется на основании наличия пограничных сигналов — фонем, характерных для краевых позиций, возникающих на стыках фонемных сочетаний, а также признаков, фонетической цельнооформленности слова (гармония гласных, типичная структура слова и т.д.); на уровне синтагмы по признаку наличия пауз между синтагмами, синтагматического ударения, по особенностям мелодики и темпа, конца синтагмы; на уровне фразы на основании просодических характеристик, в частности фразового ударения (5).
Для определения особенностей структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР нами был проведен практический эксперимент. В качестве диагностического материала для выявления особенностей использовались предложения различной синтаксической структуры, включающие от двух до семи слов, учитывающие возраст испытуемого. Речевой материал представлен предложениями, взятыми из художественных произведений, рекомендованных адаптированной основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.
Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, показали, что 60% детей имеют минимальный уровень сформированности структурно-семантического анализа предложений. Данные результаты позволили нам сделать вывод о необходимости совершенствования коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с ОНР.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат