«ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Аннотация. В статье рассмотрены особенности подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к школьному обучению.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, подготовка к школе, общее недоразвитие речи.
Готовность к школе - это достижение ребёнком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям. Несмотря на то, что большинство детей с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении.
Общее недоразвитие речи (ОНР) является одной из самых распространенных речевых патологий у детей дошкольного возраста.[1]
Проблема готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи занимает особое место, так как дети попадают в так называемую «группу риска». С одной стороны – речевые проблемы, слабость мнестических процессов, зрительно-пространственные и квазипространственные трудности, а также трудности переработки слуховой и зрительной информации, с другой - несформированность произвольных видов деятельности и поведения, внимания и регуляции действий, функций планирования и самоконтроля за своей речью. [4]
Среди причин школьной неуспеваемости, по мнению Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе, наряду с «эмоционально-мотивационными факторами, социальной ситуацией развития ребенка» значительную роль играют «индивидуальные особенности церебрального морфо- и функциогенеза мозга», которые могут быть обусловлены как отставанием темпа развития определенных мозговых зон и систем, так и относительно стойкими минимальными мозговыми дисфункциями.[3]
Недостаточная сформированность этих функций проявляется как изолированно, так и в сочетании, что ведёт к значительному снижению возможностей коррекционного процесса. А затем к низкой готовности к обучению, трудностям усвоения школьных предметов и в целом приводит к общей и эмоциональной дезадаптации к условиям обучения в массовой школе.
В реальной педагогической практике собирательное логопедическое заключение «ОНР» содержательно констатирующее в качестве ведущего расстройства лексико-грамматические нарушения не дает учителю-логопеду ключ, который необходим, чтобы обосновать выбор адекватных методов обучения.
Только комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка дает возможность установить уровень его психического развития, поставить точный диагноз на научной основе и провести соответствующие коррекционные мероприятия.
Многие авторы, занимающиеся проблемой ОНР, указывают, что для детей с речевыми нарушениями характерны более низкие показатели развития познавательной деятельности, словесно-логического мышления, произвольного внимания и памяти, мыслительных операций по сравнению с возрастной нормой. Эти факты оказывают отрицательное влияние на формирование у детей с ОНР учебных навыков и, следовательно, ведут к школьной неуспеваемости и дезадаптации.
К сожалению, педагог-психолог дошкольного учреждения в силу объективных причин не может уделять должного внимания проблемам детей с речевой патологией. Поэтому часть задач переходит к учителю-логопеду, воспитателям, физкультурному руководителю. Взаимодействие специалистов позволяет вести работу планомерно и систематически, что важно для конечного результата. [2]
Педагогическая работа по подготовке к школе детей с ОНР, может быть рассчитана на 2 года.
Основные задачи коррекционного обучения:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи старших дошкольников.
6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
7. Формирование графомоторных навыков.
Первый год обучения:
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
Второй год обучения:
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
- Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
При организации работы по речевой подготовке к школе детей с ОНР особое внимание уделяется организации предметно-пространственной развивающей среды, т.к правильно организованная среда в логопедической группе создаёт возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку корректировать речевой дефект не только на занятиях, но и в свободной деятельности. [4]
По нашему мнению, синтез традиционных и инновационных методик в работе с детьми с ОНР позволяет качественно проводить работу по коррекции речевых нарушений, подготовке выпускников к успешному обучению в школе. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и специалистов детского сада.
Список литературы:
Артюхова
,
И., Беляева
,
Т., Лаптева
,
С. Большая книга подготовки к школе
. – М.:
Росмэн
, 2019. – 160 с.
Кыласова
,
Л.,
Докутович
,
В. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с ОНР. Программа. Планирование
. – М.: Учитель, 2018. – 67
с
.
Лопухина
,
И.С. Логопедия
.
Речь ритм движение
. –
Спб
.: Корона-Век, 2012. – 128
с
.
Руденко, В.
Логопедия
. – М.: Феникс, 2018. – 288
с
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат