Тьютор - кто это? Куратор, наставник, помощник, советчик или просто друг…
Интервью с тьютором, учителем начальных классов детей аутистического спектра СКОШ №73 Смирновым Юрием Олеговичем
-Какими качествами должен обладать тьютор?
Ю. О.- У тьютера, честно, должна быть крепкая эмоциональная психика, чтобы он мог выдержать всё. Во-первых, он должен быть спокойным, потому что дети РАС, ну и не только, в большинстве случаев копируют. Если взрослый человек нервничает, то и они начинают нервничать. Если взрослый человек взрывается где-то, ну бывает, да, ну все мы люди, то они тоже будут это делать. То есть нужно прям, строго держать рамки. Это очень сложно ни шаг влево, ни шаг вправо. По факту мы должны быть для них идеальными, как педагоги. Потому что, они берут с нас пример в большинстве случаев. Ну, как и с родителями то же самое.
-Как работать с тьюторантами, если у тех разные медицинские диагнозы, к примеру один с СДВГ у другого РАС и т. д.?
Ю. О.- Ну, под каждого ребёнка нужно подстраиваться. Я с работал с разными детьми РАС и с СДВГ. К примеру, дети СДВГ, с ними нет никаких проблем. Здесь нужно работать с вниманием, с нарушением внимания. Они не могут сидеть, им нужно постоянно двигаться, то есть, тут работа над гиперактивностью. Здесь нужно, во-первых, в любом случае найти. какие-то медикаментозные препараты, говорю как медик, корректировку делать, но найти врача, который может подобрать, потому что не каждый врач, во-первых, может подобрать лекарство. Чтобы немножко ребенка успокоить. Это может быть успокоительные, может быть даже не лекарство, это может быть просто БАДы, я не знаю, все зависит от ребенка
Еще здесь должна быть, конечно, работа специалистов, это психолог, дефектолог, логопед. Психолог работает в основном с эмоциональной сферой, дефектолог как раз с вниманием. Нарушение внимания, памяти. Вот как раз он должен устаканиться. И нейропсихолог, но нейропсихологов в образовательных учреждениях нигде нет. Они как бы сами по себе. Это отдельная каста психологов, говорю о факте.
- Как вы относитесь к инклюзивным образованиям?
Ю.О.- Плохо! Отвечу почему, потому что я работал в инклюзивной школе, у меня был класс, я был как раз тютером, и дефектологом. У меня класс был нормотипичный, и в этом классе были 6 детей с нарушением. Были расовцы, были с умственной отсталостью дети и были дети с СДВГ как раз, которые не могли сидеть, которые постоянно подвижные. Нужно просто найти мотивацию для детей. Есть исключение, у меня даже есть ребенок, который, ну мы уже четвертый год не можем найти мотивацию. В детских садах там, конечно, другие проблемы. Я тоже работал в детском саду, давным-давно, в 2011-м году, психологом как раз. Там совсем другие проблемы. Там проблемы с родителями. Надо работать с родителями. Потому что в большинстве случаев, когда приходят из детских садов в школу, родители не знают своего ребёнка, не знают, как взаимодействовать со своим ребёнком. А вот это должно быть как раз перед школой, это должно быть не в школе. То есть сейчас приходят родители к 1 класс, и говорят «- Ой, а что нам делать, а почему мы об этом не знаем?» Это должно быть на ранних этапах.
Еще в инклюзивном образовании могут быть проблемы, такие как:
1. Отсутствие специализированного обучения: Не всегда есть достаточные ресурсы и специалисты, чтобы работать с детьми, учитывая все формы обучения. В результате ребенок может не получить достаточную помощь и поддержку для своего индивидуального развития.
2. Проблемы социализации: Инклюзия может быть сложной для некоторых детей, которые могут испытывать трудности во взаимодействии с другими. Это может привести к социальной изоляции и негативному воздействию на их образование и развитие.
Эти проблемы требуют внимания и ресурсов для обеспечения успешного включения
Обучение в коррекционной школе для детей с ОВЗ предоставляет следующие преимущества:
1. Индивидуальный подход: адаптация под потребности каждого ребенка, учитывая их специфические особенности и потребности.
2. Опытные специалисты: наличие опытных педагогов, психологов, логопедов и дефектологов. Которые помогают каждому ребенку развиваться и преодолевать трудности.
3. Социальная адаптация: возможность общения и учебы вместе с другими детьми, имеющими аналогичные потребности и возможности, что способствует социальной адаптации.
4. Разнообразные формы обучения: использование игровых методов, технических средств, а также индивидуальных и групповых занятий для эффективного обучения.
Обучение в коррекционной школе предоставляет детям с ОВЗ специализированную и качественную поддержку, способствующую их развитию и успеху в учебе.
- Что является результатом работы тьютора? Мотивация ребенка или учебный материал?
Ю.О.- Учебный материал, в первую очередь. Но он адаптируется под ребенка, в школе, да, а в детском саду здесь уже, скорее всего, в игровую деятельность. Помогать ребенку адаптироваться к игровой деятельности, любыми способами, чтобы он мог взаимодействовать с другими детьми. То есть, это игры. Но если особенный ребенок не может с детьми без особенностей играть, сначала ты контакты ищешь с ним, потом уже взаимодействуешь потихоньку, не всех сразу, да, а по несколько детей.
- Нужно ли провести какие-то семинары для самих воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ?
Ю.О.- Семенары ( Смеется), там одна теория. Нужен человек, который покажет практику. Нужно приглашать, например, человека, который знает всё, в детский сад, показать на этих же детях мастер-класс, как ты взаимодействуешь. Тогда да. Это будет лучше. А когда тебе покажут по онлайне, вот у нас так-то, тебе теорию в основном рассказывают, и ты сидишь, и просто засыпаешь. И в большинстве случаев там теоретики. Нет, есть люди, которые реально взаимодействуют, многие специалисты, которые и в онлайне показывают, и очень подробно рассказывают, но у них курсы стоят относительно дорого. Есть лого-сайт, лого-профи, там очень много интересных программ, работают как раз практики, ну опять же, как угадаешь. Для педагогов в ДОУ консилиум должен быть, где будет сидеть психолог, дефектолог, ну здесь идёт более мыслительный процесс, он тоже шикарный специалист, в том числе и логопед. Но руководящим должен быть психолог, который объясняет всем, как взаимодействовать с особенными детьми, потому что, это он должен и родителям объяснять, и т.д., это адский труд, я согласен. Тем более знаю, сколько платят, там копейки в большинстве случаев.
- Как взаимодействовать с родителями, которые не хотят принять своего особенного ребенка таким, какой он есть?
Ю.О.- Принятие идёт очень долго, это надо работать. Самое главное, если есть психолог, если он согласен, сделать детско-родительскую группу. И там показать родителям, как надо взаимодействовать со своим ребёнком. Когда они увидят, что ребёнок из себя представляет, а не на словах, вот ваш ребёнок то-то, то-то, плохо-плохо-плохо, ну грубо говоря. Ему всё время говорят плохо-плохо. Родители закрываются сразу. Они просто закроются и всё. Мы не хотим слышать, мы ничего не хотим видеть. А здесь нужно открыть им глаза. Открыть глаза, это как раз группа родительская, когда можно показать, как нужно взаимодействовать и через игру выйти на родителей, и показать что, что-то не то. Можно в эту группу включить даже детей с нормой. Несколько детей, кто согласен и показать, на примере вот этих детей, не в грубой форме, да, а просто игрой. Потом уже может быть сказать, чтоб сконцентрировать внимание, может быть, сходить к врачу, может быть, что-то пропишет, либо еще что-то. Не говорить, что вот, мы вам настаиваем на этом. А просто сказать, это рекомендация. Самое главное, говорит, это рекомендация. Потому что мы не имеем права настоять на этом. Вообще не имеем права. Это рекомендация. Это совет, это лучше! Потому что родители должны думать. Ну, они тоже должны думать, увидеть своего ребенка с другой стороны. Это большая работа. Самая большая проблема, это проблема с родителями. Достучаться до родителей, это очень тяжело. У меня тоже есть в классе родитель, с которым я не могу просто докричаться. Не то, что докричаться не могу. Я не знаю, что делать. Даже директор не знает, что делать. Нет принятия. Принятие это очень сложный процесс, принятие ребёнка инвалида, особенно тяжёлого, это очень долгий-долгий процесс. Есть родители, которые отрицают это. Просто отрицают. У меня ребёнок здоровый и всё. Да, у нас там есть это, это, это, но я отрицаю, у меня здоровый и всё. Просто пелена, стена, не докричаться. То, что ты говоришь, ну сходите туда. Сделайте это. Попробуйте это. Если родитель пойдёт на контакт, это уже здорово. Хоть как-то. Хоть чуть-чуть. Уже можно как-то помочь ребёнку. Самое главное, это помочь ребёнку. Принятие родителей своего ребёнка, это очень большой шаг. А он должен делаться не в школе, он должен делаться в дошкольных образовательных учреждениях, в детских садах, как раньше делалась службой ранней помощи. Где помогали родителям понять своего ребёнка. Сейчас эту службу закрыли, там руководитель, в большинстве случаев был психолог методист, потом сам психолог, это помощник руководителя, дефектолог и логопед. Для государство это очень дорого, поэтому и прикрыли. Но это очень плохо. По крайней мере, тогда мы могли объяснить родителям, могли взаимодействовать. Сейчас это очень плохо. Потому что, родители уже потеряют время, до того момента, как они примут своих детей такими, какими они есть, где-то в отклонении в развитии речи, в двигательной сфере, да, с нарушением внимание. Вот этот промежуток до школы, там, да, семь, восемь, ну, в зависимости от того, во сколько они собираются пойти, теряют время. То есть, в детских садах иногда даже не объясняют, просто ребенок там сидит и сидит в уголочке. Ну, есть детские сады, где не занимаются вообще, есть такие. Родители приходят в школу, и им начинают открывать глаза. А вот этот промежуток то уже сколько? 6, 7, 8 лет просто пропуск. То есть здесь с ребёнком практически не занимались. Если на ранних этапах начали бы заниматься с ними, вот прям на ранних, можно было бы очень много сделать. И ребёнок мог бы, и говорить, и мог бы много чего сделать.
- Может ли тьютор достучаться до ребенка, которому ничего неинтересно?
Ю.О.- Может, нужно искать. Просто все искать. Все перерыть. Маленький ребенок это игра. Песок. Песочная терапия. Можно все что угодно, из игр. Любая игра. Миллион игр есть. Можно через контактные игры, такие как, обнимашки, салки-догонялки. Дошколка это игра!
В дошкольных учреждениях, я считаю, самое классное, то, что мы делали, это детско-родителская группа. Именно взаимодействие через игры родителей с детьми и специалистами такими как, логопед, психолог, дефектолог, это, конечно, круто будет. Сделать можно в актовом зале где-нибудь и устраивать какие-нибудь игры для родителей, для детей, именно взаимодействие между собой. И вы добьетесь и увидите очень многое. А через какое-то время увидите, как родители, которые отталкивали своих детей, наоборот, начнут уже тянуться к своим детям, научиться взаимодействовать, играть и понимать своих детей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат