Луценко Ирина Васильевна
ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Самостоятельная работа обучающегося как условие формирования профессиональной компетентности.
Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует для выпускников овладение общими и профессиональными компетенциями. Средством формирования общих и профессиональных компетенций может выступать самостоятельная работа, которая способствует формированию готовности к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно, переучиваться, быть сознательным и активным гражданином и созидателем. В статье изложены вопросы использования проблемно-модульной технологии обучения, способствующей обеспечению активизации самостоятельной работы обучающихся.
Одним из основных требований к профессиональному образованию является представление о том, кто такой современный человек, человек-профессионал, как он живет, каково его назначение в мире, обществе.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда – компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует для выпускников овладение общими и профессиональными компетенциями.
Средством формирования общих и профессиональных компетенций может выступать самостоятельная работа. Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно, переучиваться, быть сознательным и активным гражданином и созидателем.
Учебная деятельность является основной и, следовательно, саморазвитие его личности происходит неотрывно и во взаимодействии с процессом обучения.
Под самостоятельной работой понимается деятельность обучающихся по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им.
Принимая во внимание требования, предъявляемые ФГОС СПО ТОП-50 к организации учебного процесса, приоритетными целями являются следующие положения:
Формирование нового стиля мышления в образовательном процессе, характеризующегося открытостью, гибкостью, осознанием внутренней многозначности, альтернативностью принимаемых решений. Главным для преподавателя становится не передача знаний, а стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности обучающихся, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Среди эффективных методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, имеется эффективно-организованная самостоятельная работа обучающихся по технологии проблемно-модульного обучения.
Система модульных индивидуальных заданий разработана по основным разделам курса, которые предлагаются для самостоятельной работы обучающихся по специальности эксплуатация и ремонт сельскохозяйственных машин и оборудования.
Учебный модуль включает целевой план действий, содержание учебного материала, возможные пути решения, их оценка и руководство по его усвоению. Организация самостоятельной работы осуществляется в несколько этапов. Учебная группа делится на микрогруппы. На первом этапе каждому обучающемуся микрогруппы дается конкретное задание по изучению предлагаемой литературы по одной из проблем темы, выносимой на самостоятельное изучение с указанием срока выполнения. Второй этап – это составление глоссария по данной проблеме, но уже другими обучающимися данной группы с тем, чтобы они имели возможность обстоятельно изучить данную тему. Третий этап – самый сложный. Обучающемуся предлагается составить вопросы к изучаемому материалу, схемы, таблицы, самостоятельно подобрать тесты, задачи, проблемные вопросы, определить пути их решения и решить. По данной методике каждый обучающийся выполняет по всем темам отдельные и самостоятельные задания, результаты которых учитываются при рейтинговой системе контроля знаний. При данной системе обучающийся не только самостоятельно приобретает новые знания, но и овладевает методами поиска формирования и решения проблемы. На всех этапах выполнения заданий оценка результатов дифференцирована на трех уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом. На репродуктивном уровне обучающийся должен знать основные понятия темы и их определения. На продуктивном – раскрыть содержание вопросов, на творческом – оценить перспективы развития данных процессов и явлений, сформулировать собственную позицию. Кроме того, оценки выставляются и в ходе выполнения отдельных заданий, исходя из качества выполненной работы, самостоятельности и своевременности.
Изучение учебного материала в виде серии проблем, которые разрешаются при непосредственном участии обучаемых, безусловно, стимулирует их познавательную активность и интерес к изучаемому предмету.
Таким образом, использование проблемно-модульной технологии обучения способствует обеспечению активизации самостоятельной работы обучающихся, поиску новых знаний, превращению их в убеждения и служит основой проявления инициативности, творчества и новаторства в практической работе в условиях быстроменяющейся экономической среды.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат