Черникова Екатерина Викторовна, магистрант
педагогического института факультета психологии
НИУ «БелГУ»
(Белгород, Россия)
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Аннотация
В настоящей статье показано, что роль руководителя образовательной организации в организации взаимодействия семьи и школы очень велика и заключается в разработке стратегии управления взаимодействием родителей и школы. Отмечается, что семейное, школьное и социальное воспитание ребенка осуществляется в тесном единстве. Педагоги и родители воспитывают одних и тех же детей, имеют общие цели и задачи воспитания. Сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.
Ключевые слова: семья, школа, модель, стратегия управления, воспитание, внешняя и внутренняя среда.
Перемены в социально-экономической жизни общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Традиционная практика организованного взаимодействия государства, семьи и школы в сфере образования не соответствует изменившимся ожиданиям всех основных участников образовательного процесса. Все это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и школы в системе их взаимодействия. Приведение взаимоотношений и взаимодействия семьи и школы на уровень, адекватный их новым качествам и возможностям, является актуальной задачей для любого учебного заведения [2].
Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:
– повышение степени участия родительской и более широкой общественности в управлении образованием и школой до уровня, гарантирующего системный и постоянный общественный контроль выполнения ею социального и государственного заказов на образование;
– дифференциацию взаимоотношений семьи и школы в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей и учащихся;
– изменение юридических позиций (ролей, прав и обязанностей партнеров);
– расширение возможностей выбора семьей типа, характера и уровня основного образования и дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);
– качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения, обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей;
– повышение качества образования и степени удовлетворенности взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса [1].
Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.
Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:
– включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
– правовое просвещение родителей;
– оказание помощи родителям в семейном воспитании;
– оказание родителями материально - финансовой помощи школе;
– совместная со школой организация социальной защиты детей;
– организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе [3].
Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:
1. Формирование активной педагогической позиции родителей.
2. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.
3. Взаимодействие социальной службы с семьями.
4. Вовлечение родителей в органы школьного самоуправления.
Основными моделями включения родителей в управление школой на современном этапе развития управления отечественной системой образования являются профессиональная и коллективная модели.
Профессиональная модель характеризуется делегированием власти учителю. Эта модель основана на принципе, согласно которому школой должны управлять профессионально подготовленные специалисты. Основным представительным органом школы является администрация, в то время как школьный комитет имеет скорее совещательный, чем формально-властный статус. Директор выступает в качестве представителя учителей.
Коллективная модель основана на принципе существования в школе различных звеньев власти, представленных тремя главными секторами (администрацией, учителями, родителями), являющимися равноправными партнерами. Школьный комитет обладает исполнительной властью во всей школе, хотя свои полномочия в делах технического или педагогического характера он делегирует школьной администрации. В этой модели существует определённый баланс власти, директор является представителем педагогического коллектива. Выбор модели включения родителей в управление зависит от уровня развития самоуправления и соуправления в конкретной школе.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие [4].
Таким образом, в организационно-управленческой, методической и организационно-педагогической деятельности образовательной организации, определяется необходимость обновления содержания деятельности, направленного на реализацию стратегической цели и задач, в чем и заключается основная задача руководителя образовательной организации.
Библиографический список
1. Михайлова Ю. Б. Роль родительской общественности в соуправлении образовательным учреждением // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Оренбург, 2014 С. 34-37.
2. Репринцева Г.И. Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье // Педагогика, 2008. – №3. – С. 48 – 52.
3. Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьёй. – М., 2010. – 192 с.
4. Хайкина С. В. Организационные основы взаимодействия образовательного учреждения и семьи // Педагогика, 2012. ‒ № 4. ‒ С. 34-37.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат