Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ. Работа №60375

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Работа:

Черникова Екатерина Викторовна, магистрант

педагогического института факультета психологии

НИУ «БелГУ»

(Белгород, Россия)

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация

В настоящей статье показано, что роль руководителя образовательной организации в организации взаимодействия семьи и школы очень велика и заключается в разработке стратегии управления взаимодействием родителей и школы. Отмечается, что семейное, школьное и социальное воспитание ребенка осуществляется в тесном единстве. Педагоги и родители воспитывают одних и тех же детей,  имеют общие  цели и задачи воспитания. Сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций.

Ключевые слова: семья, школа, модель, стратегия управления, воспитание, внешняя и внутренняя среда.

Перемены в социально-экономической жизни общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Традиционная практика организованного взаимодействия государства, семьи и школы в сфере образования не соответствует изменившимся ожиданиям всех основных участников образовательного процесса. Все это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и школы в системе их взаимодействия. Приведение взаимоотношений и взаимодействия семьи и школы на уровень, адекватный их новым качествам и возможностям, является актуальной задачей для любого учебного заведения [2].

Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:

повышение степени участия родительской и более широкой общественности в управлении образованием и школой до уровня, гарантирующего системный и постоянный общественный контроль выполнения ею социального и государственного заказов на образование;

дифференциацию взаимоотношений семьи и школы в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей и учащихся;

изменение юридических позиций (ролей, прав и обязанностей партнеров);

расширение возможностей выбора семьей типа, характера и уровня основного образования и дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения, обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей;

повышение качества образования и степени удовлетворенности взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса [1].

Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

правовое просвещение родителей;

оказание помощи родителям в семейном воспитании;

оказание родителями материально - финансовой помощи школе;

совместная со школой организация социальной защиты детей;

организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе [3].

Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи:

1. Формирование активной педагогической позиции родителей.

2. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. 

3. Взаимодействие социальной службы с семьями. 

4. Вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. 

Основными моделями включения родителей в управление школой на современном этапе развития управления отечественной системой образования являются профессиональная и коллективная модели.

Профессиональная модель характеризуется делегированием власти учителю. Эта модель основана на принципе, согласно которому школой должны управлять профессионально подготовленные специалисты. Основным представительным органом школы является администрация, в то время как школьный комитет имеет скорее совещательный, чем формально-властный статус. Директор выступает в качестве представителя учителей.

Коллективная модель основана на принципе существования в школе различных звеньев власти, представленных тремя главными секторами (администрацией, учителями, родителями), являющимися равноправными партнерами. Школьный комитет обладает исполнительной властью во всей школе, хотя свои полномочия в делах технического или педагогического характера он делегирует школьной администрации. В этой модели существует определённый баланс власти, директор является представителем педагогического коллектива.  Выбор модели включения родителей в управление зависит от уровня развития самоуправления и соуправления в конкретной школе.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие [4].

Таким образом, в организационно-управленческой, методической и организационно-педагогической деятельности образовательной организации, определяется необходимость обновления содержания деятельности, направленного на реализацию стратегической цели и  задач, в чем и заключается основная задача руководителя образовательной организации.

 

Библиографический список

 

1. Михайлова Ю. Б. Роль родительской общественности в соуправлении образовательным учреждением // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Оренбург, 2014 С. 34-37.

2. Репринцева Г.И. Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье // Педагогика, 2008. – №3. – С. 48 – 52.

3. Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьёй. – М., 2010. – 192 с.

4. Хайкина С. В. Организационные основы взаимодействия образовательного учреждения и семьи // Педагогика, 2012. ‒ № 4. ‒ С. 34-37.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×