Как преодолеть застенчивость у детей при помощи сказки?
Для решения трудности в преодолении застенчивости у старших дошкольников можно разобрать определение «застенчивость», в чем причина ее проявления. Застенчивость, такое качество личности, которое обхватывает безграничный участок эмоциональных проявлений – от смущения, при присутствии посторонних людей, до травмирующей тревожности, абсолютно нарушающей жизнедеятельность человека. Кому-то нравится быть застенчивым; для других она – серьезный вердикт без надежды на помилование. Проанализировав теоретические источники можно сказать, что, психологи рассматривают понятие «застенчивость» как персональную сторону личности. Поскольку застенчивость встречается в нашей жизни очень часто, по мнению многих авторов начинает проявляться с самого детства, считаю возможным проанализировать ее проявления у дошкольников.
Застенчивость как фундамент закладывается в детстве. Особенно часто она проявляется после четырех лет, в этом возрасте появляется потребность в уважительном отношении со стороны взрослых. Так же она препятствует межличностному общению со сверстниками. Но при этом робким детям не получается сформировать себя в социальном общении, они легко могут создать свой собственный мир. Застенчивость помогает детям сохранять их внутренний мир, освобождать его от вмешательства со стороны. Это способствует оставлению у дошкольника индивидуальности и самобытности. В детском учреждении такой ребенок долго адаптируется, с большим трудом. Контактировать с воспитателем зачастую очень тяжело ему до окончания дошкольного учреждения: он не может подойти к воспитателю, даже с самым простым вопросом. Для того что бы решить проблему преодоления робости у старших дошкольников с помощью сказки, мы обратимся к анализу данного литературного жанра. Сказка – является одним из самых популярных жанров литературы. В каждой эпохе накладывается свой отпечаток на этот вечный и вместе с тем новый, обновляющий литературный жанр. Жизнь сказки – это творческий процесс, который никогда не прерывается. В каждой новой эпохе происходит частично или полностью обновление сказочного сюжета. Когда оно касается перестановки идейных акцентов, возникает новая сказочная версия. В России же метод сказкотерапии начал зарождаться только с начала 90-х годов. Приверженцы данного метода И.В. Вачков, С.К. Нартова-Бочавер, Д.Ю. При работе со сказкой ребенок в действительности может увидеть, как перебороть свои страхи, и тогда его эмоции станут более красочными, радостными и яркими. Благодаря методу сказкотерапии ребенок осознает свои проблемы и показывает пути для их решения. Прослушав, прочитав, сочинив сказку, дети, начинают, невольно сравнивать себя с героем данного произведения, начинают понимать, что не только у них такие переживания и проблемы. Так же данная реакция поможет найти выход из любой сложной ситуации, определяя пути разрешения возникших конфликтов. Для детей 4-5 лет более всего близки и понятны сказки про животных и взаимодействии с ними людей. В этом возрасте дети могут часто ассоциировать себя с животными, и легко перевоплащаясь в них, копируют их манеру поведения. Работа со сказкой может проводится с использованием различных приемов, выделенных Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой:
1. сюжет проигрывается по ролям и затем рефлексия эмоций; 2. прослушать (прочитать, посмотреть фильм) сюжет, затем искать эмоционально значимую ситуацию, после чего строится работа с проекциями (уже вне контекста сюжета или с возвратами в сюжет); 3. прослушав сказку, рисуют иллюстрации, выражая свои чувства; 4. работа с переживаниями по поводу сюжетных ходов и с отношением с конкретным героем.
Строгонова Л. предлагает педагогам и родителям принять некоторые правила для преодоления робости у детей:
1. Продумать, какие ситуации являются самыми трудными для ребенка. Понять, что он чувствует и переживает, посмотреть на проблему его глазами.
2. Придумать сюжет сказки. Какую мысль вы донесете до ребенка через этот сюжет, какие конкретные советы дадите дошкольнику?
3. Начать сказку о выдуманных детях, описывая детали. По ходу сказки обратитесь к ребенку для дополнения, чтобы он становился участником данной проблемной ситуации. Задавайте ему вопросы, о том, что мог еще подумать герой, как ты смог бы ему оказать помощь.
5. После ввести персонажа, который будет ребенку помощником в разрешении внутреннего конфликта.
6. От выдуманной сказки должен быть положительный результат.
7. Затем, когда вы вместе с ребенком обсудите действия выдуманного героя, посмотрите, как ведет себя застенчивый ребенок в его реальной жизни, проверьте, как повлияла на него сказка.
8. Старайтесь «оживить» сказку, сделать ее смешной, ввести в нее побольше диалогов всех персонажей, наполняйте ее сказочными элементами.
Поскольку сказка способна воздействовать не только на сознание, но и на подсознание человека, опираться на «память предков» или генетическую память, то не следует бояться сложности сюжета. Для сказок, предназначенных для коррекции застенчивости ребенка, важна не глубина понимания сюжета, а понимание взаимоотношений людей, их поступков.
Конечно же, застенчивость может быть скорректирована при помощи игрушек, игр, творческой деятельности ребенка, в музыке и музыкально-пластической деятельности, театре и в целом искусстве. Но при этом сказка является самым, пожалуй, доступным и любимым детьми средством.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат