Описание системы работы в качестве наставника
«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других,
пока продолжаешь работать над собственным образованием…»
А. Дистервег
Введение
Современные условия жизни ставят перед школой задачу - развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него универсальные учебные действия, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания. Добиться этого можно, только если педагог готов сам к развитию, совершенствованию. А если педагог молодой? Неопытный? Как ему сориентироваться в стремительно меняющейся ситуации? Кроме того, начало новой деятельности молодого педагога сопровождается высоким эмоциональным напряжением.
Актуальность практики
В современных условиях педагог должен хорошо ориентироваться в теоретических вопросах, знать основы законодательной базы, быть методически подкован, и в работе уметь применять свои знания.
В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Поэтому для поддержки молодых специалистов в МБОУ «СОШ №20» г. Черногорска реализуется модель наставничества в форме «Учитель-учитель». Данная модель призвана помочь организовать деятельность наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации. В нашей школе наставник разрабатывает и реализует план работы с молодым специалистом.
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы. Основные идеи: используя возможности организации методической работы в школе, создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов, используя возможности методического совета создать условия для формирования у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
– сформировать навыки проектирования молодым специалистом содержания образования полного общего образования в рамках системно-деятельностного подхода (КТП, планы уроков и др.);
– оказывать консультационную помощь в области предметной подготовки специалиста;
– создать условия для развития технологической культуры молодого специалиста (в том числе практической готовности в области применения активных приемов обучения);
– способствовать формированию у молодого специалиста целостных теоретических представлений о диагностике метапредметных и предметных компетенций, сформировать навыки организации мониторинга образовательных результатов;
– отработать навыки проектирования и реализации молодым специалистом современных типов уроков, в том числе в рамках дистанционного обучения;
–способствовать становлению умений обобщения собственного педагогического опыта, повышению конкурсной активности молодого специалиста.
Описание системы работы
В 2021-2022 учебном году к нам в МБОУ «СОШ №20№ г. Черногорска пришла молодой специалист Гелиана Евгеньевна. Она окончила ФГОУ высшего образования Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск по специальности учитель физики. Гелиане Евгеньевне дали вести уроки математики. Второй год в целях оказания методической помощи молодому специалисту приказом по школе назначили педагога – наставника Милкину Людмилу Анатольевну.
Обладая опытом работы в школе (23 года) в качестве учителя математики, руководителя МО учителей математики, информатики и физики, взяла на себя обязанности наставника.
Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило:
помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий;
в соответствии с Программой наставничества лично встречаться
с
наставляемым
мною
для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;
передавать
моему
наставляемому
накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения,
оказывать
помощь по принятию правильных
наставляемым мною
решений в нестандартных ситуациях и пр.;
личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение;
принимать
участие в мероприятиях, организуемых
для
наставляемых.
Выбор форм работы с молодым специалистом начала с собеседования, где молодой педагог указал свои трудности, проблемы в работе. Потом определили совместный план работы.
Были проведены консультации и беседы по оформлению календарно - тематического и поурочного планирования. Оказана помощь в педагогической дифференциации учащихся по возможностям обучения и организации индивидуальной работы с учащимися на уроках.
Этапы деятельности педагога-наставника
1 этап «Адаптационный»
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
Задачи
определить
сфор
м
и
р
о
в
а
н
н
о
сть
п
р
о
ф
е
сс
ио
н
ал
ь
н
о зна
ч
и
м
ы
х
к
а
чест
в
;
р
аз
р
а
б
о
тать а
д
а
п
та
ц
и
о
н
н
у
ю
п
р
о
г
р
амму
п
р
о
ф
е
сс
ио
н
ал
ь
н
о
г
о ста
н
о
в
л
е
н
и
я м
о
лод
о
го
п
е
д
а
г
о
га.
Форма работы индивидуальная
Средства
диагностика, посещение уроков молодого специалиста;
организация самоанализа уроков;
стимулирование самостоятельности и активности в учебно-воспитательном процессе;
форм
ир
о
ва
н
и
е
н
ав
ы
к
о
в сам
оо
р
га
н
и
з
а
ц
и
и
,
по
з
и
ти
в
н
о
е
п
р
и
н
ят
и
е вы
б
р
а
н
н
о
й
п
р
о
ф
е
сс
и
и
.
Методы
репродуктивный;
наблюдение;
анкетирование;
беседа.
2 этап «Основной (проектировочный)»
Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
Задачи
Сформировать потребность у молодого учителя
в проектировании своего дальнейшего профессионального роста;
в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в ВУЗе.
Форма работы индивидуальная, коллективная
Средства
работа над темой самообразования;
планирование методической работы;
выявление индивидуального стиля деятельности;
Создание «Портфолио».
Методы
информационные (лекции в «Школе молодого учителя», педагогические чтения);
проблемные;
инверсионные;
наблюдение;
беседа;
анкетирование;
двойное наставничество.
3 этап «Контрольно – оценочный»
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Задачи
Сформировать у молодого учителя
с
п
о
с
об
но
сть
и ст
р
ем
л
е
н
и
е к
р
ефл
е
кс
и
и с
о
б
стве
н
н
о
й
д
еятел
ь
но
с
т
и;
у
ме
ни
я к
р
и
т
и
чес
к
и
оц
е
н
и
вать
п
р
о
ц
есс
п
р
о
ф
е
сс
ио
н
ал
ь
н
о
г
о ста
н
о
в
л
е
н
и
я и
р
аз
в
и
т
и
я;
сам
о
с
т
о
я
т
ел
ь
н
о
у
пр
ав
л
ять
сво
и
м
п
р
о
ф
е
сс
ио
н
ал
ь
н
ы
м
р
а
з
ви
т
и
ем.
Форма работы индивидуальная, групповая, коллективная
Средства
педагогическая рефлексия;
участие в профессиональных дискуссиях;
посещение и анализ открытых уроков;
мотивация участия в инновационной деятельности;
развитие творческого потенциала молодого специалиста.
Методы
Комплексные:
педагогические мастерские;
мастер-классы;
проблемно-деловые игры.
Заключение
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой именно методикой пользоваться, главное чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста. Это подтверждается отзывом молодого специалиста на мою наставническую деятельность.
Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста
Молодой специалист Гелиана Евгеньевна за 1 год работы в МБОУ «СОШ №20№ г. Черногорска показала высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном, муниципальном и Российском уровнях.
Школьный уровень
проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках работы МО
учителей математики, информатики, физики;
выступила с докладом «Возможности работы с
Meet
» на школьном педагогическом совете;
Муниципальный уровень
участвовала в детском городском чемпионате «
ProfiKids
» (победитель по направлению «Компьютерная графика»);
Российский уровень
опубликовала статью в сборнике
II
Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука
XXI
века: физика, информатика и технология в смарт-мире» (в рамках
XXIII
Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука
XXI
века» на базе КГПУ им. В. П. Астафьева
)
.
Я стараюсь быть примером во всем своей подопечной, вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационных деятельности, в освоении новых образовательных технологий.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат