Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Психологические особенности восприятия учителем ученика. Работа №60651

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Психологические особенности восприятия учителем ученика
Работа:

Психологические особенности восприятия учителем ученика

 

Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Давидович Ландау)

Процесс овладения человеком социальной реальности начинается с первых дней его жизни и осуществляется на протяжении всего жизненного пути.  В этом отношении период ученичества и принадлежность к определенной социальной группе является особенно значимым для индивида. Именно тогда он овладевает навыками выработки определенных стереотипов восприятия и понимания личностей других людей, стереотипов их поведения.

Воспринимаемый индивид, воспринимаемое социальное действие изменчивы по своей натуре, причем изменчивы не только объект и субъект восприятия, а также тип отношений между ними. В психологическом контексте данная проблема рассматривалась в рамках когнитивной психологии (Келли), гельштата (Перлз), изучалась отечественными психологами А. А. Бодалевым, Г. М. Андреевой и др.

Нами за основу было взято концептуальное положение Г. М. Андреевой «конструирование социального мира» [1. с.5]. Конструирование социального мира воспринимаемым и познающим индивидом является ключевым для овладения данным индивидом окружающей его социальной реальности. Андреева Г. М.  отмечает: «человек познает мир в зависимости от того, как он действует в нем, и вместе с тем действует в нем в зависимости от того, как он познает его» [1. с.7].

Применительно к нашему исследованию данное положение можно интерпретировать следующим образом: учащийся действует по отношению к своему учителю в зависимости от того, как он воспринимает и узнает последнего, и узнает учителя в зависимости от того, как действует по отношению к нему. Поэтому положение Г. М. Андреевой весьма актуально для нашего исследования, которое заключается в выявлении образа учителя у учащихся.

Важно отметить, что доверие ученика к учителю, желание общаться ученика с учителем, важность уроков учителя для ученика были рассмотрены по следующим степеням выраженности: абсолютная степень, средняя степень, низкая степень.

Одна из задач, поставленная перед нами, заключалась в выявлении различий (если они есть) образа преподавателя у учеников 9 – 11 классов нашей школы, выборка состояла из 80 учащихся нашей школы. Учащимся были предложены следующие методики:

- анкета «Учитель ученик» (по Е. И. Рогову «Учитель как объект психологического исследования»), включает в себя 24 вопроса и отражает отношение учеников к своим учителям по следующим параметрам: гностический, эмоциональный, поведенческий;

- тест № 2 (адаптированный и модифицированный субтест № 2 «Репертуарной методики значимости ближайшего окружения», по Н.И. Шевандрину «Психодиагностика, коррекция и развитие личности») представляет собой перечень черт  личности, с целью оценивания их учащимися; опросник, разработанный на основе социометрического теста (по Н.И. Шевандрину «Психодиагностика, коррекция и развитие личности»), включает в себя противоположные вопросы, ориентированные в трех направлениях:  доверие ученика к учителю, желание общаться ученика с учителем, важность уроков учителя для ученика.

В МБОУ «ЦО- СШ№22» Старооскольского городского округа, Белгородской области, ученики отметили своим вниманием 26 учителей. Из них доверием хотя бы одного из своих учеников пользуется 18 учителей, заинтересованность в общении проявляется по отношению к 19 учителям, учащиеся выразили желание посещать уроки у 22 учителей.

По степени выраженности чувства доверия учащихся к учителям последних можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся те учителя, которые пользуются абсолютным доверием большинства учеников, к примеру, к этой группе относится учитель, которому из 20 опрошенных 17 доверяют абсолютно, а 3 просто доверяют. Справедливости ради надо отметить, что это наиболее малочисленная группа. 

Ко второй группе относятся учителя, которым большинство учащихся выразили средний уровень доверия, притом, что ряд учащихся (до 5 человек) высказывают им абсолютное доверие и некоторые – частичное (2 - 4 человека).

К третьей группе относятся учителя, которым большинство учащихся выразили частичное доверие, при этом отдельные учащиеся высказывают им абсолютное доверие и некоторые просто доверяют.

К четвертой группе относятся учителя, к которым большинство учащихся не испытывают чувства доверия, при этом отдельные учащиеся высказывают им частичное доверие. 

В этом случае наблюдается двоякая ситуация: с одной стороны, отсутствие как доверия, так и недоверия у учащихся по отношению к своим учителям, что можно трактовать как показатель формальности отношении, в другом случае можно наблюдать недоверие, выраженное большинством учеников при единичных случаях частичного доверия к данному учителю.

При анализе данного фрагмента мы пришли к заключению, что самую большую группу учителей представляют собою те, в отношении которых учащимися была выражена вся или почти вся гамма степеней доверия или недоверия. Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство учителей (20 человек) являются референтными лицами для определенного круга учащихся, в то время как другими они отвергаются в качестве таковых.

Хотелось бы привести «классификацию» учителей, которую провела одна из учениц, участвовавшая в эксперименте: «есть учителя от Бога, есть учителя, которые зарабатывают этим деньги, есть учителя, которые стали ими, потому что не смогли стать кем-то другим».

 Благополучная картина прослеживается у ряда учителей, где ребята доверяют, хотят общаться с ними, видят их достойными для подражания. О них можно сказать, что эти учителя интересны ученикам нашей школы.

Общий образ этих учителей можно описать в следующем ключе – это интеллектуальный человек, с высокой общей культурой, аккуратный, общительный, добрый, независимый в суждениях. Он любит детей, искренен, самобытен, терпелив, тактичен. Его считают отзывчивым, добросовестным, имеющим влияние, авторитет, профессионалом своего дела. Это преподаватель, с которым легко находить общий язык, который может дать разумный совет, учитывает индивидуальные особенности своих учеников, не наказывает за малейший проступок, умело готовит учеников к экзаменам и контрольным. Ребята с удовольствием работают с таким учителем, и эта работа приносит им радость. Он уделяет им достаточно внимания, выслушивает их мнения, у них нет сомнения в правильности и необходимости методов, применяемых этим учителем. 

 В нашей школе встречается и другой тип учителей – учитель, не интересный ученикам.  К нему ученики, в лучшем случае, активно испытывают недоверие, не хотят с ним общаться, могут полностью его игнорировать.

Общий облик этого типа учителей обрисовать сложно. Если в первом случае большинство учеников сходились во мнении относительно того, что им нравится в том или ином учителе, то здесь каждый учитель, относящийся к рассматриваемому типу, не нравится в чем-то определенном. Суждения учеников об учителях этой категории не отличаются крайностями. Оценки демонстрируемых качеств личности учителя распределены равномерно, но с ориентацией к убыванию.

По данным анкеты «Учитель-ученик», об этом учителе можно сказать следующее: это учитель, который не умеет предсказывать успехов своих учеников, не планирует работы с ними, не может ничего посоветовать, ученикам с ним не нравится обучаться, они не хотят быть на него похожими. Этот учитель не знает своих учеников, а его слово ничего для них не значит, они ему не доверяют, следовательно, критерий доверия к своему учителю мы можем, без всяких сомнений, рассматривать как основной в формировании желания общаться с ним. Ученики сомневаются в правильности методов, которые применяет учитель, ему не хватает чуткости в отношении с людьми, он плохо чувствует настроение своих учеников, а они не поддерживают с учителем даже деловых отношений. 

Предложенные образы учителей носят собирательный характер, однако, они отражают конкретные личностные особенности реальных учителей, присущие им в большей степени. Как и везде, в нашей школе встречаются разные учителя, со своими собственными проблемами, но у всех есть одна общая это – проблема, которую переживает школа сегодня. И несмотря на сложности, с которыми она сталкивается, образ учителя у учеников в большинстве случаев можно рассматривать как позитивно направленный, в некоторых случаях это выражается высокими оценками личности учителя, в некоторых высокими оценками гностической компоненты его деятельности, эмоциональной или поведенческой. Для учеников учитель выполняет свою роль даже в том случае, когда то, какой видят ее учащиеся, не совпадает с тем, как он сам себе её представляет.  У одних учителей основная роль, с точки зрения учеников, в том, чтобы учить, у других в умении находить с ребятами общий язык, в общении с ними, третьи симпатичны своим ученикам безотносительно к чему-либо.

Литература

Андреева Г.М.

  Психология социального познания. М., 2000.

Бодалев А.А.

 Восприятие и понимание человека человеком. Межличностное познание и общение. М., 1982.

Бодалев А.А

. Личность и общение М., 1999.

Почепцов Г.Г

   Теория коммуникации. М., 1997

Практическая психология для преподавателей / Под ред.  А.Н.Тутушкиной.  М., 1997.

Панасюк А.Ю.

 Вам нужен имиджмейкер? М., 2001.

Рогов Р.И.

 Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.

Шевандрин Н.И.

 Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×