Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СКЕТЧНОУТИНГА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Работа №60748

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СКЕТЧНОУТИНГА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа:

Воинова Елена Валериевна

преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж»

Россия, г. Челябинск

E-Mail: e.v.voin@yandex.ru

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И СКЕТЧНОУТИНГА ПРИ
ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА.

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

THE USE OF REFERENCE NOTES AND SKETCHNOTING WHEN TEACHING MEDICAL COLLEGE STUDENTS. TEACHING EXPERIENCE

Аннотация.

С развитием современных технологий последние два десятилетия появляются новые визуальные форматы представления текста, используемые педагогами в своей деятельности. Сюда можно отнести: презентации, инфографики, скечноутинг, визуальные заметки. «Пристальное внимание к трансформациям текста обусловлено их постепенным превращением из способа презентации информации в самостоятельный формат текста»1.

В статье рассматриваются особенности применения опорного конспекта и скетчноутинга (визуальные заметки) в процессе преподавания дисциплин при обучении студентов медицинского колледжа, как «тексты новой природы». Рассматриваются основные принципы составления опорных конспектов, дается оценка эффективности их использования, приводиться пример эффективной систематизации учебного материала для обеспечения представления обучающимися целостной картины изучаемого предмета, в соответствии с его спецификой.

Ключевые слова: опорный конспект, скетчноутинг, формирование, развитие, принципы составления опорных конспектов, логическое мышление, «тексты новой природы».

Annotation. The article discusses the features of the use of reference notes and sketchnoting in the process of teaching disciplines when teaching medical college students. The basic principles of drawing up reference notes, a system of effective systematization of educational material to ensure that students present a complete picture of the subject being studied, in accordance with its specifics, are considered.

Keywords: reference summary, sketchnouting, formation, development, principles of drawing up reference notes, logical thinking.

Актуальность темы обусловлена тем, что система образования требует от преподавателя инновационного творческого подхода к профессиональной деятельности с использованием современных и классических методик в различных их сочетаниях. Выбор методов обучения оказывает влияние на эффективность учебного процесса и способствует формированию таких компетенций, как способность к обобщению, мышлению, анализу, классификации, систематизации, что необходимо учитывать при реализации педагогического процесса.

Педагогические приемы, которые позволяют повысить эффективность учебного процесса на мой взгляд – это использование опорных конспектов и скетчноутинг. Опорные конспекты содержат максимально сконцентрированную информацию – это своего рода логико-смысловая модель.

Скетчноутинг инновационная техника конспектирования, короткие тексты, графики, иллюстрации, пиктограммы, символы и знаками являются элементами современного конспекта. Понятие “скетчноутинг” появилось от слова скетч – визуальная заметка. Алан Пайвио в 1970 году разработал теорию двойного кодирования, согласно которой мозг использует для обработки данных два канала - вербальный и визуальный, скетчноутинг задействует сразу оба.

В отечественной педагогике основоположником понятия «опорный конспект», автором системы обучения основанной на структурировании и повторении вариативного материала является В.Ф. Шаталов. «Опорные конспекты В.Ф. Шаталова представляют собой графическую схему, состоящую из связанных между собой элементов (ключевых слов), которые называются «опорными сигналами»»2.

В педагогической литературе под опорным конспектом понимают:

- сокращенную символическую запись изучаемого материала, построенную по специальным принципам визуальная модели содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы3;

Основные приемы, используемые в работе при сочетании этих двух методов:

1. Подбор и отбор учебно-методического материала необходимого для изучения данной темы.

2. Составление плана. Анализ построения структурно-логических схем.

3. Разбивка информационного материала на блоки объединенных одним смыслом.

4Выделение основных понятий, определений. Переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал. Материал становится более доступным и понятным.

5Составление логико-смысловых блоков учебной информации с использованием аббревиатур, опорных сигналов, мнемонических приемов.

6Объединение блоков в одну логико-смысловую модель. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.

7Выделение цветом значимой учебной информации.

Положительной стороной использования опорного конспекта и скетчноутинга безусловно является формирование у студентов следующих навыков и умений:

- систематизация имеющейся информации;

- формирование навыков творческого проектирования;

- умение выделять главное;

- умение самим создавать опорные конспекты;

- обобщать, делать выводы;

- умение выделять существенные связи, обеспечить представление обучающего целостной картиной изучаемой темы.

Среди минусов стоит отметить: опорный конспект и скечтноутинг не позволяет глубокого, детального рассмотрения освещаемой проблемы. Символическое кодирование информации сугубо индивидуально.

Данная методика является не новой, но актуальной, так как работа с опорным конспектом в дополнении с другими педагогическими методиками является вполне успешной и творчески интересной для студентов.

Вывод: использование визуальных заметок - целесообразный инструмент трансформации учебного текста применяемый в учебном процессе получивший хороший отклик среди студентов.

Пример использования опорного конспекта и скетчноутинга среди студентов медицинского колледжа, при изучении темы: «Общение в сестринском деле». Подводя итоги изученного материала, с целью закрепления и обобщения материала преподаватель предлагает студентам визуальные заметки, согласно этим заметкам, студенты с легкостью воспроизводят материал.

 

 

 

 

 

 

 

Казакова, Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования / Е. И. Казакова // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – № 4. – С. 102-109.

Шаталов В.Ф. Шаталов В. Ф. Путь поиска. - СПб.: «Лань», 1996. - 62 с. 

Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — Донецк: «Сталкер», 1998. 39 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×