Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Истинное и ложное в рассказе В.Чугунова "синий ветер". Работа №60756

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Истинное и ложное в рассказе В.Чугунова "синий ветер"
Работа:

Истинное и ложное в рассказе В. Чугунова «Синий ветер Алатау» ( 1 час), 6 класс

Мельман Ирина Леопольдовна

МБОУ «СОШ №95» учитель русского языка и литературы

Цель:

Образовательная – учиться делать сопоставительный анализ образов литературных героев, определять их жизненные позиции, взгляды на работу, времяпровождение. познакомить учащихся с фактами биографии и творчества кузбасского писателя Виктора Чугунова

Развивающая - развивать навыки работы с таблицей; развивать навыки работы в группезвивать умения выборочного чтения, устную связную речь.

Воспитательная – воспитывать внимательное отношение к слову, уважение к человеку, умение оставаться человеком в любой жизненной ситуации.

Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; запись в тетрадь, беседа по вопросам.

Оборудование.Портрет писателя. Видеопроектор, экран. Презентация к разным этапам урока.

Словарная

работа

.

И

стина

ожь

.

Неродъ

(

неродыш

)

.

Новелла

Ход урока:

I.Оргмомент. (0,5 мин.) На уроке класс делится на 4 группы и обучающиеся рассаживаются по группам. (Каждый заранее знает, в какой группе он работает)

II. Сообщение цели и задач урока. (0,5 мин)

III. Сообщение учеников о биографии, этапах творчества и особенностях художественного стиля В.А.Чугунова. ( 5 мин.) Презентация.

IV. Слово учителя об истинном и ложном в жизни (опора на жизненный опыт учащихся ) (4 мин.)

Ребята, как вы понимаете смысл слов «истина» и «ложь»? Прочитаем определения, записанные на доске.

Жизнь – это общение. Нас окружают друзья, подруги, одноклассники. Мы совершаем поступки, пытаемся дать им оценку. Случалось ли нам сталкиваться с ситуацией, когда твой друг или подруга раскрывались с другой стороны, т.е. то, что мы считали истинным, настоящим, оказывалось ложным, притворством? (Заслушать 2-3 ответа).

В качестве примера такой жизненной ситуации рассмотрим на уроке рассказ нашего земляка Виктора Чугунова «Синий ветер Алатау».

V. Выявление первоначального восприятия рассказа. ( 3 мин).

Понравился ли

рассказ

де

и когда происходит действие?

Кто герои рассказа? (Геннадий Дорофеев – шахтер, проводник; Семен Лопатин – крестьянин). Сообщение заранее подготовленного ученика о значении фамилий героев. Запись в таблицу

..

VI. Группы получают задание на карточках. ( Выполнение 6 мин.)

1 группе: выписать в тетрадь и представить в виде таблицы сравнительную портретную характеристику героев.

2 группе: выписать в тетрадь и представить в виде таблицы взгляды героев на жизнь.

3 группе: выписать в тетрадь и представить в виде таблицы, какие отношения складываются между героями?

4 группе: сравнить, как изменилось поведение героев после укуса змеи

VII. Проверка задания ( 12 мин) 1. Вопрос к первой группе.

Выводы. 1 группы.Прием, используемый автором при описании внешности, - антитеза.

2 группы. . Герои разные по своим взглядам на жизнь. Лопатин прочно стоит на земле, трудяга, живет в достаткеБыл на фронте. Дорофеев – человек другого плана: молодой, бесшабашный, веселый, для которого в жизни главное – получать удовольствие.

3группы.Сложные. Один ( Дорофеев) издевается «грубо» и «обидно», другой (Лопатин) «злобится»; начинают угрожать друг другу:

4 группы. (И да и нет. Лопатин активен. Дорофеев пассивен, но он продолжает играть).

Таблица 3.Вывод. Дорофеев боится показаться слабым. Играя жизнью других, чуть не расплатился своей. Даже в минуту смертельной опасности он напускает на себя вид спокойного человека, хотя «как все, боялся смерти».

VIII. Беседа с классом ( 6 мин.) - Зачем Дорофеев пугает Лопатина змеей?

- Испугался ли Лопатин?

- Так ли все получилось, как задумал Дорофеев (увидеть испуг другого человека и этим насладиться)?(

- Меняется ли отношение героев друг к другу после случившегося?

-Можем ли мы найти сходство между ними к концу повествования?

Вывод.

Перед нами два сложных психологических характера. Чугунов тонко чувствует в человеке истинное и ложное. В конце рассказа происходит нравственное исцеление героя. Своей мечтой о синих ветрах Алатау, стремлением к возвышенному неожиданно для себя Дорофеев поделился с Лопатиным, которого раньше считал «темным», «тусклым», «нелюбопытным».

Трудная таежная дорога становится дорогой новой жизни, которая, возможно, приведет героев к таким далеким сказочным синим ветрам.

VII. Проецирование ситуации. ( 2 мин.)

- При каких обстоятельствах вы могли бы оказаться в такой ситуации и как бы вы поступили?

- Вы знали, как можно было обезвредить укус змеи?

VIII. Рефлексия. (5,5 мин.) Заполнить анкету.

IX. Домашнее задание. (0,5 мин) На выбор.

1. Написать отзыв на рассказ.

2. Дать характеристику одному из героев рассказа.

3. Написать сочинение: « Какой жизненный урок вы получили?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×