Приемы
формирования читательских умений и навыков у обучающихся с ОВЗ
Абрамушкина А.А., учитель-логопед МБОУ «Первомайская СОШ»
Сегодня в наши образовательные учреждения поступает большое количество детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями. И для нашей школы эта проблема тоже актуальна. Дети с ОВЗ обучаются по адаптированным образовательным программам, в соответствии с рекомендациями ПМПК. У этих детей самыми распространенными нарушениями являются нарушения письма и чтения.
На слайде раскрываются понятия дисграфии и дислексии. Не секрет, что сформированный навык чтения – залог успешного обучения в школе. Для учащихся с ОВЗ чтение является одним из сложных предметов, усвоение которого протекает очень медленно.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере смысловой и технической стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.
Необходимо выделить отдельно проблему дислексии у этой категории обучающихся. У таких детей наблюдаются нарушения внимания, им трудно воспринимать письменный текст. Учащиеся не могут связать значки на бумаге с произносимыми звуками. При чтении они пропускают буквы или целые слоги, могут менять их местами.
Сегодня я хотела бы поделиться своими наработками адаптированных приёмов, по формированию читательских умений у обучающимися с ОВЗ. Предлагаемые задания могут использовать не только учителя-логопеды, но и учителя начальных классов.
Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения является упражнение «Гонки». Ребёнок читает своё любимое стихотворение несколько раз, каждый раз увеличивая скорость и силу голоса. Это упражнение значительно повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.
Для увеличения угла обзора зрения и для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одно слово, а несколько слов сразу использую упражнение «Глаз-алмаз». Ребенку необходимо найти цифры от 1 до 30, одновременно показывая пальцем аналогичную цифру.
Благодаря упражнению «Шерлок» увеличивается не только угол обзора зрения, но и скорость чтения. Учитель просит ребенка найти определенное слово, потом другое и т.д. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как, пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся.
Еще одно интересное упражнение - «Зазеркалье». Дети читают текст не слева направо, а справа налево. При таком способе чтения теряется смысл текста, но всё внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.
Для развития координации глаз и умения ориентироваться в тексте. Применяю упражнение «Бешеная книжка» - это когда дети читают текст или слова «вверх ногами»).
Детям очень нравится упражнение «Голоса». Дети читают текст в образе человека или животного, мультяшного или литературного героя. Данное упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.
Не менее интересное упражнение «Иностранец». В этом упражнении необходимо читать слова, выделяя последний слог, как будто с «иностранным» акцентом. Это упражнение помогает избавить детей от привычки глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому выполнять его необходимо не более 30 секунд.
Упражнение «Первый и последний» тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать и запоминать. Ребёнок читает текст, произнося вслух только первую и последнюю буквы в слове. А затем рассказывает о чём он прочитал.
Очень полезное упражнение «Пол арбуза». Оно является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учиться по начальным буквам угадывать слово или по начальным словам - фразу. Это существенно укоряет темп чтения. Этот метод называется – антиципация (антиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания). Необходимо прикрыть непрозрачной линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов или чтобы было видно только нижнюю часть. Задача: прочитать текст. Для первоклассников можно предложить карточки с простыми словами, которые разрезаны вдоль слов на две половины. Нужно правильно их соединить.
Представленные выше задания можно использовать как в урочное, так и во внеурочное время, для обучающихся с разным уровнем развития. Если использованный в работе дидактический материал будет ярким, красочным, тем больше он привлечет внимание детей. И дальнейшая работа с текстом уже не пугает их, а, напротив, вызывает интерес.
Использование этих приёмов в работе с детьми с ОВЗ способствует эффективному формированию читательской грамотности. Спасибо за внимание!
Список литературы
1. Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М.: Просвещение, 1991 г.
2. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999
4. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997.
5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000
6. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002
7. Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР» С-Пб, 2004.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат