Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование связной речи с помощью мнемотехники у дошкольников с ОНР III уровня. Работа №60779

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование связной речи с помощью мнемотехники у дошкольников с ОНР III уровня
Работа:

Грачева В.В

Логопед.

ГКУЗ МО МДТС

Малаховка.

2023

 

Формирование связной речи с помощью мнемотехники у дошкольников с ОНР

 

Актуальность .
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.
Развитие познавательно-речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие.
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств.

Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи и с ТНР, которые часто болеют и находятся на длительном лечении,потому что существует множество проблем:

- крайне бедный пассивный и активный словарный запас ,

- бедность ощущений , эмперического опыта, эмоциональных впечатлений,

- недостаток общения с родителями,

- неспособность составить развернутую фразу, .сформулировать вопрос, построить ответ,

- не развитая монологическая речь: не могут составить рассказ- описание, пересказать текст,

- не развита фонематическая сторона речи,

- низкий уровень концентрации и объема внимания,

- трудность припоминания,

- неразвитая вербальная память,

- низкое развитие наглядно–образного мышления.

В коррекционной педагогике инструментами для развития связной речи могут стать приёмы мнемотехники. Мнемотехники — это приёмы, которые основаны на кодировании информации в виде визуальных образов, знаков, звуковых ассоциаций или историй. Человек связывает новый материал с тем, что уже хранится в его памяти. Так мозгу легче формировать нейронные связи и сохранять данные, чтобы потом воспроизвести их в подходящий момент. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР состоит в том, что:
• во-первых, для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
• во-вторых, у детей с нарушенным фонематическим слухом и бедным словарем слово не является сигналом, оно является неким абстрактным явлением, а образ ,знак, подкрепленный словом, является сигналом, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
в-третьих, применяя перекодировку слов в знаки, мы учим систематизировать, анализировать и выделять главное.

в-четвертых, дошкольный возраст – это возраст, где преобладает зрительно- образная память.

Мнемотехника включает в себя:

Метод иллюстраций

Мнемоквадраты (цветные изображения) особенно часто используется в работе с фразовым конструктором, для схематичного изображения действия

Мнемодорожки (составление слов и целое предложение, потом переход к мнемотаблицам)оптимально для автоматизации чистоговорок.

Мнемотаблицы (это количество ячеек с изображением на одном листе, зависит от сложности текста)

Алгоритм работы с моделью: В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1 этап. Это введение элементов схем, символов. Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.

2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какойто одной области, потому что символ универсален.

3 этап. Введение отрицаний. Например, не большой, не съедобный

4 этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

6 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

7 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

8 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Работа с мнемотаблицами: пересказ Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на ем рассказаповторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным произведениям.

Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий. Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, видят объем рассказа, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Особенности работы:

1. Проводим предварительную работу по развитию и обогащению речи.

2. Начинаем с мнемоквадратов, далее - мнемодорожки, позже – мнемотаблицы.

3. Используем цветные мнемотаблицы.

4. Мнемотаблицы даются в готовом варианте.

5. Образы должны быть доступны и понятны детям.

6. Объем информации не должен быть более 9 мнемоквадратов.

7. Участие в создании мнемотаблиц.

Работа с мнемотаблицами: заучивание стихотворения

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Особенности работы: Работа строится по тому же принципу, добавляем лишь простые символы, схемы (например, обозначения: цвета, формы, величины, действия) и увеличиваем объем информации (допустим объем более 9 мнемоквадратов).

Работа с мнемотаблицами: составление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества.

Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец. Это наиболее трудный вид монологической речи. В описание задействуют все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Здесь важно научить ребенка выделять признаки предмета.

На этапе составления описательного рассказа мы продолжаем вводить в мнемотаблицы символы, обозначающие слова. Например: при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта – детям предлагается назвать предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну-палитре. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. Далее мы знакомим детей с понятием отрицания, вводим символы, обозначающие частицу «не», например, символ «перечеркнутый рот» может обозначать слово «несъедобный». Обращаем внимание, что мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, образы все также должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличивается по мере необходимости. По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу. Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно: Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление.

 

Заключение. Из выше сказанного можно сделать вывод, что использование мнемотехники в работе с детьми ТНР и ОНР позволяет достичь хороших результатов в развитии монологи ческой и диалогической речи. Использование мнемотаблиц для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей ОНР и ТНР превращает занятие в игру. Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка с ОНР и ТНР после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков-схем, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

 

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

5. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

10. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

11. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

12. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

13. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×