Рашина Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №18
г. Белгород, Белгородская область
Использование метода проекта в начальной школе во внеурочной деятельности
Аннотация: в статье рассматривается вопрос организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время, изложены формы и методы проведения занятий, система оценивания успешности работы обучающихся.
Ключевые слова: метод проектов, информационные ресурсы, планирование, проектирование, самоанализ, презентация.
В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Перед педагогом всегда возникала проблема выбора необходимого метода работы. В новых условиях нам необходимы новые методы, которые позволяют по-новому организовать процесс обучения, построить взаимоотношения между учителем и учеником. Учитель, организующий проектную деятельность детей, стимулирует самостоятельную активность обучающихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Метод проектов можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности. Программа курса Пахомовой Н. Ю. «Проектная деятельность» для обучающихся 2-4 классов направлена на освоение детьми базовых знаний по учебному проектированию, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС.
Основной задачей начального обучения проектированию является формирование следующих умений:
-планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;
-планировать работу других для достижения определенного результата; - анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;
-ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
- анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;
- предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.
Формирование проектных умений проводится сначала в условиях групповой организации занятий. Затем, по мере усвоения нового, увеличения степени самостоятельности в применении формируемых умений, переходим к работе в парах и лишь потом - к индивидуальной форме работы.
Кроме деятельностных групповых занятий, в курсе предусмотрены занятия с фронтально-презентативной формой работы, фронтальные анализ и обсуждение представленных группами планов и результатов работы, объяснительно-иллюстративные и контрольно-оценочные формы. Обучающиеся в начальной школе не имеют навыков групповой работы, испытывают затруднения в ее распределении и слаженном выполнении. Вот поэтому на занятиях формируются группы не более чем из 3 человек.
В первый год проектного обучения, во 2 классе, ставится цель – научить детей планировать работу по заданному результату. В ходе каждого занятия анализируется полученный результат, качество составленного плана и его выполнения.
В 3 классе осуществляется целенаправленное развитие презентативных умений: сначала с подсказкой в виде вопросов для подготовки выступления на презентации – предъявления результатов проделанной работы. Далее добавляются вопросы, инициирующие самые простейшие рефлексивные действия. Важной составной занятий в 4 классе является презентация – предъявление результатов проектирования и самоанализ. В 4 классе обучающиеся уже могут проводить презентацию без подсказок. Вопросы, предлагаемые для подготовки к презентации, нацеливают на рефлексивные действия. Проводятся рефлексивные уроки, на которых осуществляется контроль степени сформированности формируемых умений, представления об этапах проектирования и владения терминами и понятиями проектной деятельности.
Оценивание работ обучающихся на занятиях курса «Проектная деятельность» безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной – соответственно парная или индивидуальная работа. Критерии отбора наилучших работ просты: для положительной оценки необходимо сделать правильный план и аккуратно отмечать выполненные операции по ходу работы. Изделие должно соответствовать требованиям задания. По мере формирования умений анализа и презентации к критериям оценки добавляется качество презентации и рефлексии групповой работы во время презентации. В последнюю очередь оценивается аккуратность и эстетичность изделия. По результатам оценивания обучающиеся поощряются (специальными медалями, наклейками, свидетельствами).
Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с информацией. Младший школьник учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.
Список литературы
1.Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.- сост. В.Ф.Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2012.- 142с.
2. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов./Н.Ю.Пахомова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 152с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат