Дидактическая игра как средство всестороннего развития дошкольников.
Исаева Екатерина Викторовна – заведующая МКДОУ Сенгилеевский детский сад «Солнышко»,
Вохромеева Надежда Николаевна - старший воспитатель МКДОУ Сенгилеевский детский сад «Солнышко».
Аннотация: в статье рассмотрена дидактическая игра в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства дидактическими играми.
Ключевые слова: дидактическая игра, дети дошкольного возраста, развитие детей, дошкольное воспитание, приемы, методы.
Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, в которую вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.
Е.И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению, дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи дидактической игры предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Приемы и методы руководства дидактическими играми:
привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т. д.);
краткость и ясность речи воспитателя;
активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает);
коммуникативная направленность.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей. Дидактические игры, направленные на развитие произвольной образной памяти, должны отвечать следующим требованиям:
процесс запоминания должен начинаться специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как цвет, форма, величина,
пространственно
расположенные части объекта и объектов относительно друг друга, их количество и т. д.;
процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предмета);
должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;
необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок;
игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строиться с учётом выделенных этапов этого процесса.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление.
Список литературы:
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя
д.с
.
/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. – 340 с.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат