"Работа с родителями по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Воспитатель МБДОУ «Детский сад»Варенька»
г.Абакан, Республика Хакасия
Торокова Евгения Степановна
Топоева Наталья Васильевна
Аннотация: в статье рассматривается работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста читательской грамотности с учетом основных положений нормативных документов. Описывается система работ по формированию навыков читательской грамотности у детей: тесное сотрудничество педагога и ребенка, с семьями воспитанников в образовательном учреждении.
В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения. Прoблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна. Многие современные дети не любят читать и не тянутся к книге, не воспринимают общение с художественной литературой как не oбходимость.
В литературе отражены жизненно важные знания, система ценностей народа, традиций, характеризующие общество. Ребенок узнает из книг много новых слов, образных выражений, речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Благодаря литературе легче излагать собственное отношение к прослушанному.
У ребенка познавательный интерес появляется довольно рано, а сформировать интерес к книге помогают разнообразные книжки-игрушки и книжки-картинки. Яркие, красивые книги задачу воспитания читателя сами по себе не решают. Ребенку, чтобы стать читателем, необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную, прочитает, поможет понять, поделится мыслями, возникшими в процессе общения с книгой, откроет ребенку притягательный мир художественного слова.
В нашем детском саду есть своя библиотека, где литература меняется в зависимости от сезона, традиционных российских и республиканских праздников. Организуются также мини выставки литературы.
Каждый четверг дети посещают библиотеку Детского сада, где дети подготовительных и старших групп могут взять книгу (не более 3х книг), а также любой ребенок каждый день может посещать нашу библиотеку, с родителями.
Особенно интересно, когда книжки создаются своими руками, руками детей и когда рассказывают свои истории. И здесь не обойтись без помощи родителей. Родители участвуют в акциях, конкурсах:
1.На День Хакасского языка оформили выставку «Мини-музей», где выставили хакасскую литературу: книжки, журналы, газеты, раскраски;
2.Недавно провели конкурс книжки малышки, посвященные дню Народного единства
3.Ежегодно проводится акция «Подари книгу детскому саду», где дети которые принимаются в детский сад или выпускники, могут подарить книгу Детскому саду.
Взаимодействие с семьей является необходимым условием по развитию интереса к детской книге у детей. Работа с родителями проводилась в форме индивидуальных бесед, консультаций, тематических родительских собраний на которых родителям рассказывали о необходимости семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к детской книге. Знакомство родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми. Знакомили родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста как читателя, и литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений. Рассказали о необходимости читать детям не только сказки, но и развивающие книги, а также обсуждать с детьми прочитанное.
Представили в группе наглядную информацию для родителей: информационные листки «Что читали сегодня детям в группе», «Актуальный список новинок детской литературы», «Список книг для семейного чтения», «Поучите вместе с нами». Подобранный нами комплекс мероприятий включал разнообразные мероприятия, дидактические игры, детские проекты, сюжетно-ролевые игры, беседы о книгах, викторины, которые, на наш взгляд, помогут научить детей различать литературные жанры, закрепить знания сказок, развивать внимание, будет способствовать развитию интереса к детской книге у старших дошкольников.
В беседе с детьми использую такие вопросы:
1. Есть ли у тебя дома книги?
2. Что тебе больше нравиться – слушать книгу, смотреть телевизор или играть на компьютер?
3. Часто ли тебе читают книги дома?
4. Кто чаще всего тебе их читает?
5. Есть ли у тебя любимая книга, Какая?
6. Какие книги тебе не нравятся? Почему?
7. Кто твой любимый герой? 8. Знаешь ли ты писателей? Назови их.
9. Ты хотел бы научиться читать?
Для формирования интереса к детской книге у старших дошкольников необходимы следующие условия:
создание разнообразной, доступной предметно развивающей среды дома и в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
использование дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр драматизаций;
ежедневное чтение в непринуждённой обстановке в свободной форме;
организация бесед о книгах, викторин, литературных вечеров;
привлечение родителей в процесс формирования интереса к чтению у детей.
Совместная работа с родителями очень важна. Она предполагает взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. И предусматривает, с одной стороны, подготовку детей к школе с уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой стороны, опору родителя на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольником, активное их использование для всестороннего развития ребенка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат